Это, заявил премьер-министр Украины Анатолий Кинах, ответная мера на таможенную политику России. Новые таможенные пошлины, утвержденные постановлением кабинета министров Украины от 29 марта, должны компенсировать потерю 400 миллионов долларов в связи с предполагаемым сокращением поставок украинских труб на российский рынок.
На самом деле потери, о которых идет речь, - вещь виртуальная, своего рода козыри в "трубной войне". Началась она еще два года назад, когда выяснилось, что Украина и Россия производят труб больше, чем требуется. Но пока наши политики произносили громкие фразы о рыночной экономике и невмешательстве в экономическую сферу государства, украинские товарищи демонстрировали исключительно рыночный подход.
Украинская Верховная Рада приняла закон о проведении экономического эксперимента, суть которого в резком снижении налогов с предприятий горно-металлургического комплекса и освобождении их от выплат всевозможных пени и штрафов и прочих долгов с целью повышения конкурентоспособности украинской продукции. В результате украинская труба оказалась дешевле российской.
К 2001 году выяснилось, что конкурировать с украинской трубой российская не может. Нет, ассортимент и качество продукции на заводах примерно одинаковы, а вот цены существенно отличаются.
Попытки России ввести таможенные квоты и тем самым вернуть захваченную братьями-славянами часть российского рынка вызвали благородный гнев украинцев и вполне обоснованные обвинения в нарушении закона о свободной торговле. Дело в том, что главный аргумент - обвинение Украины в демпинге, то есть продаже металлопродукции по заниженным ценам, - не находит подтверждения. Чтобы зафиксировать факт демпинга, нужно доказать, что на внутреннем рынке Украина продает металл дороже, чем за рубежом - в России. Доказать это очень трудно. Во-первых, потому что в Украине реального покупателя этой продукции практически нет. А во-вторых, потому что у истоков цепочки стоит российский газ. Получая от нас энергоносители, за которые Украина, скажем аккуратно, платит не вовремя, и, производя электроэнергию, которую фирмы-посредники продают за бешеные деньги, пополняя тем самым бюджет, Киев предоставляет царские льготы при сборе налогов своим налогоплательщикам-металлургам. А вот Россия себе этого позволить не может. И наблюдается парадоксальная ситуация: бедная Украина создает для своих предприятий такие благоприятные условия, в результате которых их продукция на внешнем рынке оказывается вне конкуренции.
В конце концов, после долгих переговоров Россия и Украина подписали соглашение, которое установило квоту. Украина получила право поставлять на российский рынок 620 тысяч тонн черных металлов. Это примерно 12 процентов от общего объема производства российских заводов. "Такое положение достаточно корректно и отражает интересы и российских и украинских производителей, - говорит наш председатель профсоюза металлургов Михаил Тарасенко. - Конечно, некоторые российские производители хотели бы избавиться от конкурента. Эта позиция не получила одобрения в России, но вызвала ответную реакцию в Украине. Украинские товарищи нанесли упреждающий удар. В канун выборов, 29 марта, кабинет министров Украины огласил предупредительную меру - перечень продукции из России, импорт которой будет облагаться спецпошлиной.
- Правда, спецпошлины не будут взиматься до начала применения Россией специальных пошлин в отношении импорта украинских труб, - разъясняют высокопоставленные украинские чиновники.
- Принятое украинским правительством решение иначе, чем демаршем, не назовешь, - считает Тарасенко. - Но не стоит драматизировать ситуацию. Пошлины не выгодны ни той, ни другой стороне, иного выхода, кроме как договориться, у нас нет.
В среду в Москву прибыл премьер Украины Анатолий Кинах, который заявил: необходимо создать свободную экономическую зону. Это мы и будем обсуждать с Михаилом Касьяновым.