КАЗУС НА РОВНОМ МЕСТЕ

Фонд "Право матери" от имени матери погибшего подводника с атомного ракетоносца "Курск" Валентины Михайловны Козыревой обжаловал в Московском гарнизонном военном суде отказ Главной военной прокуратуры признать ее, а следовательно, и членов всех остальных семей погибших моряков потерпевшими.Интересы Валентины Михайловны представляла в суде юрист Анастасия Бакарасова.

Пока она, готовясь к судебному заседанию, знакомилась с материалами дела, произошло уникальное событие - в течение двух суток, предшествовавших суду, Главная военная прокуратура прислала в суд два взаимоисключающих документа: 26 февраля - отзыв жалобы Козыревой "ввиду невозможности признать потерпевшими родителей погибших в АПРК "Курск", а 28 февраля - письмо о том, что их следует признать потерпевшими.
Такая метаморфоза объясняется тем, что в промежутке между этими двумя датами, а именно 27 февраля, фонд "Право матери" передал в прессу информацию о том, что Главная военная прокуратура отказывается признавать потерпевшими родных тех, кто погиб на "Курске", чем показала всему миру свое истинное отношение к этим семьям. Видимо, перспектива предстать в столь неприглядном виде и заставила прокуратуру срочно изменить свою точку зрения.
Теперь помощнику Главного военного прокурора Андрею Майорову - автору отказа родственникам погибших подводников в праве на статус потерпевших - предстояло на суде опровергнуть самого себя. Свой отказ он попытался обосновать тем, что у Главной военной прокуратуры на тот момент "еще не было достаточных данных об обстоятельствах трагедии", а затем, дескать, они появились, что и повлияло на кардинальное изменение первоначального решения. И настаивал на том, чтобы жалоба на незаконность подписанного им отказа была отклонена. Однако суд прислушался к доводам защиты и счел необходимым удовлетворить жалобу фонда "Право матери" (от имени В.М. Козыревой), а подписанное А. Майоровым решение признать незаконным, - что и требовалось доказать.
Признание членов семей погибших подводников "Курска" потерпевшими имеет принципиальное значение: теперь они (равно как и их представители) получили законное право стать полноправными участниками процесса, вникать во все детали в ходе расследования причин гибели подводной лодки "Курск".
КОММЕНТИРУЕТ АДВОКАТ АНАТОЛИЙ КУЧЕРЕНА:
- Не знаю уж, какого определения заслуживает этот странный "демарш" работников Главной военной прокуратуры, - то ли это простое головотяпство и неумение предвидеть последствия нелепого отказа признать потерпевшими родственников погибших подводников "Курска", то ли нежелание самих "законников" действовать по закону. Ведь им хорошо известны условия этой процедуры и совершенно ясно, что Козырева, как и все матери, жены и другие члены семей погибших моряков, подпадают под статус потерпевших.
Разумеется, суд принял единственно правильное решение. Однако история эта имеет еще и ярко выраженный моральный аспект: зачем было отказом в законном праве усугублять и без того безмерное горе тех, кто потерял своих близких?
Иметь статус потерпевших для них не прихоть, а насущная необходимость, если угодно - святой долг перед своими погибшими в расцвете лет сыновьями, мужьями, отцами, братьями. Ибо только теперь, будучи признанными потерпевшими, они обретут право знакомиться с материалами дела, требовать привлечения в качестве свидетелей любых лиц, так или иначе причастных к нему, и в случае необходимости обращаться в суд с гражданским иском о возмещении морального ущерба.