КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

Даже на фоне всем известного нынешнего весьма тревожного состояния с воинской дисциплиной и с

Даже на фоне всем известного нынешнего весьма тревожного состояния с воинской дисциплиной и с преступностью в армии и на флоте этот уникальный по своей дикости случай в Волгоградском гарнизоне вызывает шок. Убит не просто офицер. Озверевшие от водки и безнаказанности подонки в армейской форме до смерти забили своего командира. Причем не в глухой тайге, а, по сути дела, на глазах запуганной роты, которая так и не осмелилась вступиться за капитана. Где, в какой еще армии такое возможно? Какой бой способна выиграть такая рота, забывшая не только о воинском долге, а даже о простом человеческом сострадании?
Все это настолько чудовищно, что я до последнего надеялся: нашего корреспондента ввели в заблуждение. Звоню в Главную военную прокуратуру. Там ответили: "Мы уже ничему не удивляемся". Проверили. Увы, все верно. Так и был убит капитан Андрей Колосов, командир роты, в ночь с 10 на 11 марта. Но -красноречивое добавление. Те, у кого на глазах в казарме творился этот неслыханный кошмар, как уже сказано, покорно молчали и день, и два. Только 14 марта до военной прокуратуры гарнизона дошли какие-то слухи. Еще сутки выехавшему в часть полковнику юстиции Кузнецову пришлось разбивать круговую поруку тех, кто все знал, видел и слышал. В результате оба преступника арестованы, возбуждено уголовное дело по статье "умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах".
Думаю, если бы такое случилось в армии одной из стран, которые мы называем цивилизованными, в отставку, вполне вероятно, подал бы министр обороны. У нас убийство в Волгограде просто пополнило статистику, от которой просто не по себе. За десять месяцев прошлого года в Вооруженных Силах количество преступлений в состоянии опьянения возросло на 5 процентов. Несмотря на сокращение войск, не уменьшается (то есть, по сути, растет в процентном отношении) уровень тяжких и особо тяжких преступлений. Ежегодно, начиная с 1992 года, в российских войсках в среднем регистрируется около 28 тысяч преступлений, а около 10 тысяч военнослужащих предстают перед судом. Впрочем, и эти цифры не отражают картину во всей полноте. Каждому, кто служил, известно: командиры перед лицом скорой и не всегда справедливой расправы со стороны начальства зачастую скрывают прискорбную реальность. Только в 1997 году таких сокрытий выявлено 2400. А сколько не выявлено?
И, наконец, еще одно. Это до какого же состояния надо довести престиж и статус российского офицера, чтобы хоть и у самых махровых негодяев в солдатских погонах даже и после самой суровой пьянки могла возникнуть хотя бы мысль о рукоприкладстве по отношению к командиру? Да еще совсем недавно это было столь же невозможно, как для верующего плевать в церкви, а для ученика - ударить учительницу, поставившую ему двойку.
Так что кошмар в Волгограде - вовсе не ротного масштаба.