Точных цифр нет, но с начала военной операции РФ на Украине нашу страну покинули тысячи граждан — работники интеллектуального труда, деятели культуры, сотрудники IT-индустрии. Можно как угодно относиться к отъезжающим, обвинять их в отсутствии патриотизма, но вопрос, как остановить отток специалистов из России, становится все острее.
Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий
— Правительство уже предложило привлекательные меры поддержки для айтишников. Но в воздухе повисла огромная неопределенность, и люди бегут именно от нее. Как сложится импортозамещение в IТ-секторе? Тут какими-то достижениями мы не можем похвастаться за последние восемь лет. Приостановлено взаимодействие с зарубежными коллегами, молодые и честолюбивые люди понимают, что сложно сделать карьеру в высоких технологиях, когда внутренний спрос на российские технологические решения незначителен. Вроде начали развивать наноиндустрию, но в 2018-м перевели ее на коммерческое финансирование. Шаг вперед — и два назад...
Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов России
— Тяжелая ситуация. Вопрос в том, воспользуется ли Россия новыми возможностями. С уходом IТ-гигантов с нашего рынка появляется огромная ниша, куда хлынут другие инвесторы — и расширяются возможности для российского бизнеса. Скажем, импульс может получить сервис «Рутуб» — аналог YouTube. Если власти создадут IТ-сектору режим максимального благоприятствования вроде своей Силиконовой долины, люди вернутся. Отмена налогов для отрасли — один из методов. Сложнее с утечкой кадров в науке, образовании и здравоохранении. Это было и прежде: на Западе работники таких сфер получают много больше. Значит, критично важно напрямую финансировать указанные отрасли, повышать престиж ученого, врача и учителя.
Виктор Ерофеев, писатель
— Утечку кадров и мозгов можно остановить, если стороны конфликта найдут выход из случившегося апокалипсиса. Допускаю, что тогда мозги вернутся. Пока же мы видим, как отчалили финансовый, экономический, культурный пароходы. Надеюсь, еще есть шанс не растерять те успехи, которых Россия достигла за последние 30 лет. Помощь правительства тем же айтишникам я воспринимаю как лечение подорожником. Ключевые решения принимаются на уровне выше правительства. И до 24 февраля сего года из России уезжали люди интеллектуального труда. Я думаю, это продиктовано непредсказуемостью положения в стране. Людям важно понимать, чего ждать от завтрашнего дня.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— Те, кто сейчас уезжает, — это их право. Тем же, кто остался, нужно оказать максимальные меры поддержки. Придется многое строить почти с нуля. Например, самолетостроение, разработку и сборку электроники, отчасти автопром. Нужны не только налоговые послабления, но и прямые выплаты. Вполне допускаю, что в ближайшее время в России будет нехватка рабочих рук в разных секторах экономики.
Максим Кононенко, публицист
— Сомневаюсь, что уехали сотни тысяч. Пока страну покинули прежде всего журналисты и люди других интеллектуальных профессий, ребята призывного возраста. Прошло две недели с начала военной операции. Это много. Через какое-то время ситуация разрешится, и кто-то даже вернется.