Алексей Пиманов: "95% продюсеров сейчас свернули свои проекты"

- Мы не Карабасы-Барабасы, решившие оставить на мели бедных, несчастных актеров. А кто нас защитит?!- поставил перед вопросом корреспондента "Труда" генеральный директор телекомпании "Останкино", продюсер и телеведущий Алексей Пиманов. Кризис заставил теле- и кинопродюсеров объединиться в своего рода профсоюз, куда вошли 20 ведущих теле- и кинокомпаний.

- Как родилась эта скандальная бумага?

- Мы собрались и договорились: если хотим выжить и сохранить отрасль, то не можем платить людям выше определенной суммы. Долго заседали, обсуждали актеров, их уровень, жестко выделили список договорных, таких как Безруков и Хабенский. Телеканалы объявили всем продюсерам, что будут брать нашу продукцию по цене как минимум в 2 раза ниже от закупочной. Рекомендации ассоциации не имеют законной силы, но у нас просто нет иного выхода! 95% продюсеров сейчас свернули свои проекты.

- И вы в их числе?

- Меня, слава Богу, чаша сия миновала. Сейчас я закончил съемки полнометражной картины "Мужчина в моей голове". Еще в ноябре я сказал людям, с которыми работаю: актерам, операторам, осветителям, гримерам, - что весь рынок опустился по цене на 40%, и если мы не умерим свои аппетиты, то отрасль умрет, что, в принципе, уже произошло.

- А у вас в фильме заняты актеры какой категории?

- Я не знаю, к какой категории их отнести. Главные роли исполнили Алексей Серебряков, Оля Погодина и Андрей Чернышев. Также у меня заняты Игорь Угольников, Игорь Верник, Аня Якунина, Оля Медынич. Основная масса их коллег сейчас бегает и ищет работу, они же выбрали путь снижения ставок и оказались правы. Я не зарабатываю на кино 700%, стараюсь не более 25% - это норма прибыли, существующая во всем мире, чтобы было что вложить в производство, иначе компания не будет развиваться.

- Серебряков легко пошел на потерю 40% гонорара?

- Леша - умнейший и интереснейший человек. Я как режиссер-постановщик этого кино вообще работал бесплатно, точно так же, как и Оля Погодина - мой сопродюсер. Потому что мы понимаем, какая сейчас ситуация.

- Но как разделить актеров на семь групп?

- Есть список актеров-договорников. Поверьте, мы в ассоциации - не сумасшедшие, готовые душить "бедных" актеров. Не такие они и бедные - некоторые получали 10-15 тысяч евро за съемочный день! А потом ко мне приходил какой-нибудь неизвестный актер, который еще ничего не сыграл, и требовал 500 долларов за эпизод, в котором он и сыграть-то толком не может. Мы ему говорили: иди на завод и посмотри, как люди пашут за эти деньги.

А что сотворили агенты актеров? Раздули их ставки до невероятных сумм. Мой сериал "Александровский сад" длился 3 года, я был вынужден сохранять у себя в проекте одних и тех же героев. А их агенты начинали торговлю: у нас есть предложения выгодней, наша ставка выросла. И ты - заложник ситуации.

- Но раз платили, значит, соглашались с правилами игры, разве нет?

- Если бензин взлетит до 25 рублей за литр, вы все равно купите. Есть монополисты. Но актеры - не нефть. В списке договорных актеров есть такие, которые получают 25 тысяч долларов за день. А есть актеры, которые ничего на рынке не значат. Агент говорит: "Этот актер стоит полторы тысячи баксов". "А почему полторы, а не тысячу двести?" - "Потому что". Ассоциации продюсеров ничего не оставалось, как действовать теми же методами.