В большей степени осведомлены о продукте молодые граждане со средним и выше среднего доходом. Это объяснимо, ведь именно на них ориентирована реклама. Они же являются и типичными заемщиками. "Наш клиент чаще всего представляет средний класс, - объясняет член правления "Городского Ипотечного Банка" Михаил Бусыгин. - Средний доход на семью в Москве составляет около 4 тыс. долларов в месяц, а в регионах раза в полтора-два меньше". В агентстве недвижимости "Миэль" говорят, что больше половины сделок заключается с людьми 25-35 лет. Сотрудники банков обращают внимание на то, что женщины покупают квартиры в кредит чаще, чем мужчины.
Опрошенные респонденты убеждены, что ипотека - это только кредит на жилье. А про то, что под ипотекой подразумеваются и потребительские кредиты под залог имеющейся квартиры, многие забыли.
По данным НАФИ, самыми важными факторами для ипотечного заемщика являются процентная ставка и наличие первоначального взноса. В "Городском Ипотечном Банке" говорят, что обращать внимание только на ставку - самая большая ошибка заемщика. "При среднегодовом росте цен на жилье более 50% не надо зацикливаться только на ставке, - говорит Михаил Бусыгин. - Ведь экономия на процентах иногда может привести к еще большим затратам на покупку жилья из-за продолжающегося роста цен".
При оформлении кредита необходимо учесть скорость рассмотрения заявки банком: если заявление где-нибудь зависнет на месяц, то это может стоить до 10% стоимости всей квартиры. Интересно, что известность банка и время его работы на рынке совсем не имеют значения для тех, кто берет ипотеку. Логика простая: человек не несет свои кровные в банк на хранение, а, наоборот, занимает. Правда, и занимать лучше у банка с хорошей репутацией: если вдруг через 5 лет возникнут проблемы с оплатой кредита, с хорошим банком можно будет договориться об отсрочке платежей.
СТАВКИ ПО КРЕДИТАМ РАСТУТ
Прогнозы сбываются: в преддверии расчетов банков по налогам и займам спрос на деньги и их стоимость растут. Так, если раньше спецпредложения по депозитам были, как правило, только новогодними, то теперь заманить вкладчика пытаются различными весенними акциями и повышенными процентами. Например, "Райффайзенбанк" с 1 марта повысил годовые ставки по вкладам в среднем на 1%, изменил линейку вкладов "Уралсиб". Кроме того, дороговизна денег уже сказывается на ипотеке: с 10 марта повысил ставку тот же "Райффайзенбанк", о планах повысить ее на 0,5-1% заявил и лидер ипотечного кредитова-ния "ВТБ24".