А теперь некоторые фрагменты "Прямой линии". Полную версию смотрите на сайте "Труда".
- Здравствуйте, Николай. Вас беспокоит Женя Хомякова из Чебоксар. Судя по всему, вы все время в поиске, любите экспериментировать: классика, опера, эстрада. Не хотелось бы попробовать себя еще и в рок-опере, в оперетте?
- Творчество невозможно без экспериментов, импровизации. Конечно, я буду пробовать себя в разных жанрах. Что касается рок-оперы, так были же мои исполнения Вебера. А вот оперетта меня пока не привлекает, разве что - "Летучая мышь".
- Николай, в своих интервью вы говорите о своей вере в Бога. Что такое для вас вера в Бога? Людмила, Волгоград.
- У каждого из нас свой путь в жизни и свой путь к Храму. И ни один искренне верующий человек не ответит рационально, что такое для него вера в Бога. Все равно сказанное будет неточно, неглубоко, а то и лукаво. Уж больно сокровенна эта сфера взаимоотношений: Бог - Человек.
- Здравствуйте, дорогая редакция. Меня зовут Надежда, я москвичка. Очень хочется узнать: какие качества в человеке ценят Светлана и Николай, каких русских классиков читают?
Светлана:
- Есть общечеловеческие представления о порядочности, доброте, которых придерживаемся и мы с Николаем. Ценим ум, открытость. Из классиков я предпочтение отдаю Булгакову, а Николай - Чехову. Кстати, когда он поступал в ГИТИС, читал чеховский монолог про Кляксу и был сразу принят.
- Вячеслав Мочалов, Узбекистан, город Навои. Николай, простите за нелицеприятный вопрос. Галина Вишневская, когда речь заходит о ваших выступлениях на оперной сцене, всегда говорит, что вам необходимо еще много учиться, поскольку о вас как об оперном певце говорить рановато. И уровень не тот, и тембр и связки не те... Как вы прокомментируете это высказывание известной певицы?
- Скажу только, что когда буду в почтенном возрасте, именит, то постараюсь быть более корректным по отношению к молодым, начинающим свой творческий путь коллегам. Если бы такая звезда мировой оперной сцены, какой является Монтсеррат Кабалье, не видела во мне оперного певца, она не стала бы уделять мне столько внимания и времени. Не сочтите за нескромность, но если, по мнению госпожи Вишневской, тембр моего голоса - не оперный, то сеньора Кабалье, наоборот, считает его уникальным. Она не раз поражалась, что у славянина может быть теплый, яркий итальянский тенор.
Надеюсь, что когда-нибудь Галина Павловна пересмотрит свое высказывание в мой адрес, потому что все-таки певица она была великолепная. Как учит меня Монтсеррат Кабалье, главное - верить в свои силы, в себя, а жизнь все расставит по своим местам. Ведь когда-то ей самой посоветовали: "Сеньора, у вас не оперный голос, певицы из вас не получится. Займитесь устройством семейной жизни, заведите детей, а на досуге вышивайте платки". Монтсеррат действительно замечательно вышивает платки. Но если бы она послушалась этого совета выдающегося дирижера, то мир бы сегодня потерял великую примадонну.
- Здравствуйте, Николай и Светлана, вам звонит из Баку Сабина Мамедова. Мне, как и моим однокурсникам из Бакинского славянского университета, интересно узнать: есть ли в вашем графике гастрольная поездка в Баку? И еще: действительно ли вы хотите сняться в новой версии фильма "Аршин мал алан", создав мюзикл по этому классическому произведению?
- Мне очень хочется побывать в Баку, о котором я немало хорошего слышал от московских бакинцев. Но пока концерты в вашем городе не запланированы. Что касается возможного участия в таком заманчивом проекте, как съемки мюзикла "Аршин мал алан", разговоры шли, но сейчас все пока замолкло. Получи я приглашение, с удовольствием принял бы его.
- Уважаемый Николай Викторович, к вам обращается давняя читательница "Труда" Людмила Николаевна Куликова из Подольска. Даниил Гранин замечательно сказал, что "понятие подвижников у нас как-то исчезло, как исчезли понятия святых и блаженных". Каково ваше мнение на сей счет?
- Было бы удивительно иметь иное суждение на сказанное патриархом нашей культуры Даниилом Граниным. Я тоже не раз об этом думал. Отчего такое происходит? Времена ли смутные, излом ли веков?.. Но, как бы то ни было, каждый из нас должен быть не просто в ответе за свои слова и поступки, но и сострадать сердцем тем, кому нужна наша помощь, поддержка.
- Здравствуйте, Николай и Светлана! Это Карина из Киева. В нашей местной прессе часто пишут о том, что ваш брак коммерческий, поэтому вы не спешите заводить детей. Так ли это?
Николай (смеется):
- Светлана, отвечай за все про все.
Светлана:
- Очень странно слышать такое.
Николай:
- Мы вместе пятый год - это почти 2000 дней счастья и любви!
Светлана:
- И сумасшедшего графика работы Николая. Так что все у нас впереди. И дети - тоже.
- Николай, согласитесь: вам не хватает выразительности, актерского перевоплощения при исполнении арий. Вы, безусловно, не Лемешев. Спасибо. Елена, Киев.
- Вы совершенно точно заметили: я- не Лемешев, я - Басков. Не стану оспаривать ваше мнение и относительно своих актерских способностей, поскольку считаю, что учеба в ГИТИСе не прошла для меня бесследно. Хотя бы потому, что я - человек эмоциональный, умеющий сопереживать. За 15 лет своей творческой карьеры осознал, как ни тяжко в этом признаться: есть определенная категория слушателей, которая приходит на концерт с желанием поискать в творчестве артиста недостатки, а не просто отдохнуть, получить удовольствие. Мне не раз после исполнения партии Ленского приходилось слышать: "Да, это не Лемешев!" И что странно: эти же "критики", дождавшись сцены дуэли в "Евгении Онегине", уходили из театра, считая, что "больше некого слушать".
- Семья Донцовых из Севастополя хотела бы узнать, как складывается у Баскова репертуарный график в Большом театре.
- А он никак не складывается. Дело в том, что в театре вышло постановление, по которому солисты должны сдавать подготовленную партию в спектакле ... главному дирижеру. Для меня подобное неприемлемо хотя бы потому, что ни на одной, самой известной мировой оперной сцене такого нет. Но у главного дирижера ГАБТа Ведерникова - свое мнение на сей счет. Ему надо, чтобы я стоял "в очереди" и затем получил отказ, поскольку "в театре все спектакли уже расписаны с другими артистами". Но тем не менее я являюсь солистом Большого театра, оклад у меня - 1800 рублей.
- Большой привет из Казахстана от Юлии. Здравствуйте, Светлана и Николай. Николай, вы всегда столько внимания уделяете женщинам! Светлана, как вы к этому относитесь?
Светлана:
- Это нормальное поведение артиста на сцене, поэтому воспринимаю все спокойно. Было бы странно, если бы у него не стало поклонниц или он не отвечал сердечностью, любовью на чувства тех, кто приходит на концерты, дарит цветы.
Николай:
- Очень логично.
- Светлана, слухи, что Николай "женился на деньгах", не ранят вас как женщину? Спасибо. Катерина, Ташкент.
- В начале нашей супружеской жизни подобная молва меня не то что ранила, а было странно, что люди, которые не знают нас достаточно близко, могут судить, так думать. Я - единственная и очень любимая дочь своих родителей. Навряд ли они могли отдать меня "на заклание" в угоду каким-то коммерческим или иным, помимо любви, интересам. Ни мне, ни моему мужу подобное не нужно: мы оба самодостаточные люди. Хотелось бы раз и навсегда закрыть вопрос о подноготной нашего брака: он - по любви и только по любви. Да, так счастливо совпало, что мой отец - тесть и продюсер талантливого певца Баскова...
- Светлана, скажите как на духу: Николай - добрый человек или это всего лишь имидж публичного человека? Люся, город Железнодорожный.
- Отвечаю, как на духу: Николай очень добрый человек.
- Меня зовут Ольга Всеволодовна, я из Новосибирска. Светочка, здравствуйте. Я знаю, что вы юрист. Не собираетесь ли свои профессиональные знания поставить на защиту интересов Николая, да и семейных тоже от лживых публикаций в СМИ?
- Мы всегда вместе, живем интересами друг друга. Ну а если понадобится какая-то профессиональная защита, почему бы и нет? Я всегда готова. Что касается обязанностей исполнительного продюсера, то Николай сам прекрасно справляется с ними.
- Николай, здравствуйте. Скажите, в каких спектаклях вы собираетесь петь? Александр Питяев, Обнинск.
- Сейчас готовлю партию Рудольфа в "Богеме", Нимарино в "Любовном напитке", Вертера в Массне и Каварадосси в "Тоске". У меня заключены контракты с известными испанским оперными театрами: "Лицео", "Реаль". В июне я пою с Кабалье концерт в Киеве, затем - в Германии...
- Коля, вам самому не надоел приторно-сладкий имидж? Из-за него вы теряете часть своих поклонников, в основном мужскую часть. Не кажется ли вам, что пора подобрать другой имидж? Алиса, Балашиха Московской области.
- Никогда не думал о своем имидже. Какой я есть, такой я и есть. А терять часть своих поклонников? Мне кажется, что поклонников не выбирают и не делят по половому признаку.