Чем же обосновывается необходимость такой реформы? Сегодня оплата труда бюджетников проводится по Единой тарифной сетке (ЕТС). 18 разрядов ЕТС объединяют всех, кто работает на государство (за исключением военных и госслужащих), - это и уборщицы в школах, и академики, и артисты, и врачи, и медсестры. Правда, надо заметить, что принятие в 90-е годы такой тарифной сетки было оправдано. В условиях гиперинфляции государство вынуждено было обеспечить более или менее сбалансированную индексацию заработной платы всем бюджетникам для того, чтобы какой-то категории работников вдруг не "заморозили" получку при непрерывном росте цен.
Уже в самом начале работы нынешнего состава Госдумы мы столкнулись с тем, что Единая тарифная сетка становится тормозом для роста зарплаты. Ее последнее повышение у бюджетников, как известно, произошло 1 декабря 2001 года. Этому предшествовала жесткая полемика между нами и правительством. Дело в том, что увязка всех бюджетников в Единой сетке рождало целый ряд непростых проблем, среди которых главная - большое финансовое напряжение при любом повышении заработной платы, так как оно касалось всех работников. Причем эти финансовые усилия оказывались размазанными тонким слоем по всей тарифной сетке. Например, уже в 2001 году надо было поднять зарплату в первую очередь рядовым врачам и учителям, то есть тем, кто особенно остро страдал от нехватки средств на самое элементарные - жизненные нужды. Но при сохранении старой системы ЕТС наибольшую прибавку получили бы не учителя и врачи, а те, кто находится на самом "верху" 18-разрядной тарифной сетки - академики, ректоры, руководители бюджетных учреждений и так далее. На них ушло бы до 70 процентов всех выделенных средств. Чтобы этого избежать, мы вынуждены были "сжать" межразрядный коэффициент. То есть разницу между первым и 18-м разрядами - с 10 до 4,5. И тогда основной денежный поток, направленный на повышение зарплаты, пришелся бы на разряды с 8-го по 12-й. Именно там находятся рядовые врачи, учителя, работники культуры. Но такое "сжатие" было несправедливо уже по отношению к высококвалифицированным работникам. Поэтому ни Госдума, ни профсоюзы сегодня не выступают против отказа от ЕТС и замены ее более гибкой системой оплаты, которая бы учитывала и отраслевую принадлежность работника, и сложность его труда. Тогда действительно мы могли бы шаг за шагом, поэтапно провести более существенное повышение зарплаты. Например, сначала повысить зарплату тем же учителям, затем - работникам здравоохранения и так далее. Против этого, повторяю, не выступал никто.
Тогда почему же по стране прокатилась акция протеста? Потому что предложенный Минтрудом вариант действительно вызывает существенные возражения со стороны профсоюзов и, вероятно, встретит неприятие в Госдуме. Правительство и Минтруд, в частности, предлагают совместить переход на дифференцированную отраслевую систему оплаты труда с повышением зарплаты бюджетникам с 1 октября 2003 года на 33 процента. Согласиться с этим никак нельзя. Напомню, что последнее повышение зарплаты было 1 декабря 2001 года. За это время - до октября нынешнего года - цены вырастут на 30-40 процентов. Получается, что 1 октября этого года произойдет вовсе не повышение зарплаты, а простая индексация. То есть учителя и врачи вернутся по уровню оплаты в то состояние, в котором они находились в декабре 2001 года. А Минтруд предлагает по новой отраслевой сетке определенным категориям работников повысить зарплату существенно больше, чем другим. Нельзя же продолжать платить копейки народным артистам, заслуженным художникам, академикам... Им зарплату надо повышать качественно. А раз так, то общий объем средств на повышение зарплаты будет распределен неравномерно: им уйдет значительная часть средств. А младшему медицинскому персоналу, библиотекарям, нянечкам в детских садах повысят зарплату на куда меньший процент. Например, у медсестер она повысится на 17-18 процентов. Это означает, что им не будет произведена даже индексация. То есть в октябре 2003 года они окажутся беднее, чем были в декабре 2001-го. Разве можно с этим согласиться?
Мы говорим правительству: переход на дифференцированную отраслевую систему требует гораздо больше средств, чем заложено в бюджете 2003 года. И предлагаем: давайте в этом году проведем индексацию, а потом, получив новые средства в бюджете следующего года, уже произведем дифференциацию оплаты труда работников бюджетной сферы. Иначе улучшение благосостояния одних обернется ухудшением жизни других.
Но на этом вопросы не заканчиваются. Правительство предлагает ввести принцип: кто платит, тот и заказывает музыку. То есть из чьих бюджетов выплачивается зарплата, тот и должен принимать решение о ее размере, повышении и так далее. С финансовой точки зрения это выглядит вроде бы логично. Ибо каждый сам отвечал бы за принимаемое им решение, а не кивал в сторону федерального центра - вы, дескать, приняли решение о повышении зарплаты, а у нас денег нет. Отсюда и долги по зарплате.
Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. Известно, что у федерального бюджета сегодня деньги есть. Значит, зарплата федеральных бюджетников будет расти достаточно быстро. А как быть субъектам Федерации, в первую очередь дотационным? Ясно же, что там, какие бы благие рекомендации центр ни давал, ни о каком повышении речи быть не может. Это значит, учителя и врачи, проживающие в разных регионах и даже в разных районах одной области, будут получать разную зарплату за одинаковый труд. Причем в зависимости не от своей квалификации, не от своих усилий, а от финансового положения области или района. Мы считаем, необходимо сохранить государственные гарантии повышения заработной платы.
Наши оппоненты из правительства ссылаются на то, что в стране сейчас проводится административная реформа, которая четко разделит полномочия между Федерацией, ее субъектами и муниципалитетами. Это, конечно, неплохо. Но нельзя эту реформу совмещать с реформированием оплаты труда в бюджетной сфере. Нам говорят: они же получат для этого необходимые средства! А мы отвечаем: нельзя ставить телегу впереди лошади. Пусть сначала на местах эти средства получат, а уже потом мы переложим на них ответственность за назначение и выплату зарплаты. Если же мы сделаем это одновременно, то фактически поставим эксперимент над сотнями тысяч людей, последствия которого непредсказуемы.
Для партии "Единая Россия" эти вопросы являются наиболее важными и приоритетными. Как уже знают читатели "Труда", на прошлой неделе она выступила посредником между профсоюзами и правительством, добиваясь принятия согласованного решения. Так же, как мы добились в свое время согласованного решения по Трудовому кодексу.
И, на мой взгляд, не правы те, кто сегодня заявляет, что состоявшаяся акция протеста, организованная профсоюзами работников бюджетных отраслей, не дала результата. Эта акция всколыхнула общественное мнение и вынудила правительство пойти на переговоры. Они только начались, и было бы наивно ждать немедленных результатов. Но главное, чего уже удалось добиться участникам акции, - отныне все решения по волнующим их вопросам будут приниматься только с участием их представителей.
"Единая Россия" взяла на себя ответственность стать гарантом этих переговоров. Гарантом того. что никогда не будут приниматься решения, ущемляющие права бюджетников, и что наконец будет найден путь скорейшего и эффективного повышения зарплаты до достойного уровня.