НАУЧУ ВАС ПАДАТЬ
Что вам нужно знать, чтобы падать с "достоинством"? Ни в коемслучае нельзя расслабляться во время падения. Как только вы почувствовали, что потеряли равновесие настолько, что устоять на ногах невозможно, постарайтесь сразу же напрячься: представьте себя "жесткой палочкой". Вы можете падать назад, вперед, вбок - все это не страшно. Главное, не прокатиться кубарем 50 метров, собирая весь снег в свои карманы, в ботинки и перчатки.
Падение произошло. Сразу же скажу, что все попытки подняться на ноги, лежа головой вниз по склону, обречены на провал. Подняться всегда будет проще, если вы из любого неудобного положения, в которое попали, перейдете в более естественное - ногами вниз. Далее, используя одну или две палки, вы без труда примете вертикальное положение.
Труднее бывает, когда во время падения у вас перекрещиваются лыжи. Встать на "завязанные в узел" ноги, очень непросто, поэтому сначала, лежа на боку, приведите их в параллельное состояние, а дальше - по знакомой схеме. Всегда проще вставать из бокового положения.
"СТОЙКА" - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ
Где бы вы ни находились - на плоском или на крутом склоне, - вам проще сохранять равновесие и управлять вашими "умными" лыжами, если вы будете сохранять правильную стойку.
Правильная стойка: плечи, колени и стопы находятся на одной вертикальной оси. Особое внимание рукам! Вы должны всегда видеть свои кисти и предплечья, это означает, что они находятся в правильной позиции, позволяющей сохранять равновесие в любой ситуации.
Советую новичкам сначала потренировать свою стойку. Сильнее согните колени и надавите голенью на ботинок. Согнитесь в поясе и округлите плечи так, чтобы грудь была "проваленной". Вытяните руки вперед, при этом локти должны "смотреть" не в стороны, а вниз.
Опустите слегка голову, но смотрите всегда вперед, а не под ноги. Если ваши плечи, колени и носки стоп находятся примерно на одной оси, значит, стойка правильная. Я вполне допускаю, что, стоя на полу в такой стойке, вы чувствуете себя глупо, но уверяю вас, что на склоне горы она сослужит вам неоценимую службу. Дело в том, что на снегу неопытный лыжник подспудно пытается избавиться от пока еще неестественной для него позиции и принять более натуральную - распрямленную. А этого делать никак нельзя, поскольку одна-единственная ошибка - "открывание" плечей - влечет за собой массу ошибок.
"ПЛУГ" - САМЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАНЕВР
Его можно исполнять как на пологом склоне, так и на крутом. Это идеальное средство для контролирования скорости и торможения.
Встаньте в обычную стойку, опустив носки лыж по направлению склона и упершись спереди на палки. Теперь достаточно широко разведите пятки лыж, задавите вперед ботинки и убирайте палки.
Поехали! В зависимости от того, с какой силой вы давите на ботинки, и соответственно на внутренние канты лыж, вы можете регулировать вашу скорость.
Есть еще одна закономерность: чем шире вы развели пятки, тем больший угол образуется между кантами и снегом, тем меньше скорость. Почувствовав себя достаточно уверенно, попробуйте "поиграть" плугом, т.е. несколько раз во время спуска меняйте давление на лыжи и угол лыж. Тогда вы почувствуете, как можете контролировать скорость.
Косой спуск еще называют "траверсом". Он полезен как подготовительное упражнение к повороту или если вам попросту нужно пересечь склон слева направо.
Итак, примите обычную стойку, поставив лыжи поперек склона. Сделайте небольшую разножку, т.е. выдвиньте верхнюю по склону ногу слегка (на полстопы) вперед. Попутно скажу, что и эта позиция должна стать для вас само собой разумеющейся, поскольку она необходима при исполнении поворотов, траверсов и даже прямых спусков.
НАЧАЛО СПУСКА
Оттолкнулись палками, поехали поперек склона. Скорость можно контролировать путем регулировки давления на нижнюю лыжу.
Если склон некрутой и мягкий, то для удержания нужного усилия или лыжи вам вполне будет достаточно давления, которое достигается с помощью обычной стойки. На жестком же или ледяном крутом склоне этого усилия вам не хватит. Сильнее завалите нижнее колено к склону, если и это не поможет и вы соскальзываете вниз по склону, то приподнимите верхнюю ногу. Это обеспечит переход дополнительного веса на "кантующуюся" лыжу.
Вообще-то я питаю большое уважение к теории разделения урока на более простые этапы. Каждый сложный элемент техники состоит из элементарных приемов, обучение которым не требует так много эмоциональных сил, как при освоении целого комплексного элемента за один раз.
Вот как раз упражнение из этой серии я и рекомендую вам освоить.
ПОВОРОТ НА ТРАССЕ
Два составных его элемента вы уже знаете и достигли определенного совершенства в нем. Это "плуг" и "траверс". Если вы их скомплектуете в одно целое, то получится целый поворот.
Вы едете в "плуге" по левому краю склона. Затем начинайте нажимать на левую лыжу значительно больше, переложив на нее большую часть собственного веса.
Вы увидите, что ваша траектория начнет меняться, и лыжа сама начнет выписывать дугу. Как только лыжа станет перпендикулярно линии склона, приставьте правую лыжу к левой и пересеките таким образом склон в "траверсе". В конце склона остановитесь и посмотрите на тот путь, который вы проделали. Напоминает один большой поворот. Поздравляю! Теперь сделайте переворот на месте и проделайте все то же самое, но уже в другую сторону. Плуг - давление на правую лыжу - левый траверс.
ПОМНИТЕ О СВОИХ ОЧКАХ
Я хочу, чтобы вы сразу научились чувствовать, каким образом реагируют ваши лыжи в зависимости от импульсов, поданных через ботинок.
Вся разница между вами и лыжниками-асами заключается в том, что вы еще не развили свои мышечные ощущения и мышечную память настолько, чтобы складывать эти разрозненные элементы техники в единое целое. На это требуется время и практика. Профессиональный лыжник "думает" ногами. Его тело решает за него, какой элемент техники применить в конкретной ситуации. То же самое происходит при ходьбе и беге. Вы же не думаете, какой ногой шагнуть и какой рукой взмахнуть при этом.
Еще одна профессиональная хитрость: не надевайте очки сразу на голову. Пока вы доберетесь до склона, они десять раз запотеют и замерзнут, даже несмотря на то, что вы купили самую совершенную ANTI-FOG модель.
Положите их во внутренний карман куртки, а если нет такого, то спрячьте их под куртку на плечо. Так они сохранят наружную температуру до момента их одевания и имеют меньше шансов быть раздавленными в очереди на канатную дорогу. Например, если вы сами не положите лыжи на это плечо с очками.