РУССКИЕ, КАК ВСЕ
Иностранцам и лицам без гражданства, сумевшим вступить в брак с россиянином (россиянкой), и прожить вместе не менее 3 лет, "пятилетний срок" может быть сокращен до одного года. Смешанные семьи, имеющие совместного ребенка - российского гражданина, даже если он и усыновленный, также могут обойтись годичным испытанием. Такая же льгота установлена для тех, кто отличился выдающимися достижения в науке, технике или культуре; имеет профессию, представляющую интерес для страны; получил политическое убежище или признан беженцем.
Предусматривается и возможность получения двойного гражданства.
Заявление с просьбой предоставить гражданство РФ рассматривается в течение года со дня подачи.
Вниманию законодателей на второе чтение было представлено 204 поправки, из которых 112 думский Комитет по государственному строительству предложил отклонить. Рекомендованные к отклонению можно разделить на три группы. К первой прежде всего относились законодательные инициативы некоторых республик в составе Российской Федерации, в частности, Татарстана, предлагающих, помимо федерального, восстановить гражданство и этих республик.
Против подобных инициатив жестко выступил думский Комитет по государственному строительству. Он аргументировал свою позицию тем, что в соответствии с нормами Основного закона гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований его приобретения.
Вторая группа "отклоненных" поправок свелась к предложению включить в закон норму о "национальности как критерии" для предоставления гражданства. Правда, по поводу самих критериев мнения их авторов сильно разнились. Одни настаивали на том, чтобы в приоритетном порядке предоставлять гражданство русским по национальности, другие - представителям всех коренных национальностей РФ. Думцы отказались от национальных приоритетов, сославшись на законодательство России, которое запрещает в обязательном порядке требовать от граждан указания своей национальности.
Третья группа настаивала на том, что гражданами России должны признаваться все бывшие советские люди, а также их потомки, проживающие в ближнем и дальнем зарубежье, и не принявшие добровольно гражданство какой-либо из стран Содружества. Отклонив их, Государственная Дума, по сути, поставила крест на упрощенном порядке получения гражданства России для наших бывших соотечественников. И если предложенный закон будет принят окончательно, то граждане бывших СССР и РСФСР смогут стать россиянами на общих основаниях, в порядке общей очереди, скажем, с заехавшими в страну афганцами, вьетнамцами или китайцами.
КАК ДУМА ОТЗОВЕТСЯ
Жесткий вариант законопроекта "О гражданстве РФ" принят фактически вслед состоявшемуся не так давно в Москве Конгрессу соотечественников, на котором зарубежные россияне просили защищать их права более эффективно, в том числе и законодательно. Напомним: за прошедшие 10 лет Россия приняла более 8 миллионов переселенцев, из которых 83 процента - русские. И только полтора миллиона получили статус беженца или вынужденного переселенца, а значит, и какие-то средства на обустройство. Все остальные устраивают свою жизнь сами. Сегодня за рубежами своей исторической Родины проживают не менее 20 миллионов русских, около 7 миллионов из них имеют намерение переехать в Россию. В какой мере этому будет содействовать предложенный проект закона?
Не успели, как говорится, высохнуть чернила на документе, а он уже подвергся жесткой критике. "Принятый во втором чтении законопроект "О гражданстве РФ", - заявил корреспонденту "Труда" директор Института стран СНГ Константин Затулин, - это, по сути, запрет. Он ликвидирует все обязательства перед бывшими согражданами, ныне подвергающимся дискриминации в большинстве стран СНГ и Прибалтики. Это ошибка, которая хуже, чем преступление".
Глава русской общины из Казахстана Юрий Бунаков счел поправки, "приравнивающие зарубежных соотечественников к чужестранцам", - "антирусскими... лишающими моральной опоры и законного права на преимущества... проявляющими демонстративное неуважение к государствообразующей нации". "Мы - не эфиопы, - возмутился протоиерей Дионисий, один из лидеров Союза русских общин Приднестровья, - и не должны наравне с ними писать прошение для получения гражданства нашей Родины".
Судя по всему, депутаты уже готовятся дать задний ход. Анатолий Лукьянов, например, заявил, что в марте законопроект будет отредактирован с учетом поправок и предложен для повторного рассмотрения во втором чтении. "Первоначальный текст проекта, внесенного в Государственную Думу президентом РФ Владимиром Путиным, - сказал первый заместитель руководителя фракции СПС Борис Надеждин, - отвечал всем требованиям международного права и был сбалансирован, но при втором чтении его запутали, внеся противоречивые поправки".
На одну из них он обратил внимание: отсчет пятилетнего срока, необходимого для получения российского гражданства, начинается не от фактической даты прибытия гражданина в Россию, а от времени получения им вида на жительство.
Его беспокойство разделяют председатель комиссии при президенте РФ по вопросам гражданства Олег Кутафин и директор Центра международного права и гуманитарных проблем Станислав Черниченко. Впрочем, первый заместитель руководителя фракции "Яблоко" Сергей Иваненко настроен скептически. По его мнению, законопроект "создает массу лазеек для получения гражданства теми, у кого есть соответствующие средства и влияние... И представители криминальных структур в любом случае смогут обойти закон после его вступления. Правда, это будет стоить дороже".
Ну а тем, у кого не найдется средств или влияния, а есть лишь золотые руки и желание честно работать, похоже, придется вспомнить слова из песенки: "Значит, не судьба".
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Георгий БООС, заместитель председателя Государственной Думы:
- Существует цивилизованная практика получения гражданства, которая доказала свою жизнеспособность и оправданность. Если человек лоялен в течение нескольких лет к стране, если он не несет с собой угрозу ее жителям (например, не террорист) и является добропорядочным человеком (не уголовник-рецидивист), то он может рассчитывать на получение российского гражданства. Конечно, должны существовать облегченные условия его получения для лиц, родившихся на территории страны, но эти условия следует применять только после скрупулезной оценки всех названных критериев.