«Маски-шоу» для исламистов

СМИ и интернет-пользователи гадают: какой эффект в долгосрочной перспективе даст «антиэкстремистская зачистка» в Апраксином дворе

В минувшую пятницу правоохранительные органы провели масштабную акцию по задержанию выходцев с Кавказа и Средней Азии в Санкт-Петербурге, на вещевом рынке Апраксин двор. Об этом мероприятии громко рассказли все официальные СМИ. Вечером пятницы правоохранительные органы отчитались о задержании 271 человека; однако в конечном итоге за решеткой остался только один приверженец ислама.

Некоторые из независимых обозревателей сочли операцию странной. Другие же отметили, что правоохранительным органам давно следовало обратить внимание на «Апрашку» – такое негласное название это место носит в Питере. Именно здесь, по негласной информации, выходцы из южных регионов активно торгуют оружием и боеприпасами.

Аул в сердце Северной столицы

С середины 90-х годов окрестности Апраксина двора оказались плотно заселены выходцами из среднеазиатских и северокавказских республик. В результате, – отмечают обозреватели, – в центре «самого европейского из российских городов» сформировался эдакий азиатско-кавказский анклав – со своим населением, законами и даже экономикой. С распространением радикальных течений ислама обстановка становилась все более криминогенной. С этим недавно согласился и председатель Духовного управления мусульман Петербурга и Северо-Западного управления Равиль Пончаев, встретившись в конце января с полпредом президента Николаем Винниченко. По данным Пончаева, на ночлежках гастарбайтеров и в полуподпольных квартирах вполне можно встретить исламистов, прошедших подготовку в Бахрейне и Саудовской Аравии.

Такое предположение хорошо согласуется с официальной версией правоохранительных органов, заявивших, что основой для проведения зачистки на Апраксином дворе стало уголовное дело, возбужденное в связи с публичными призывами к терроризму и возбуждении ненависти и вражды. В ходе проверки рынка полицейские и сотрудники ФСБ искали оружие, наркотики и людей, размещавших в Интернете видеозаписи терактов и распространявших экстремистскую литературу.

Большая облава

Главной целью спецслужб был молельный дом. Однако правоохранители решили действовать с размахом, и на время операции оцепили весь квартал. При этом руководство МВД и ФСБ сообщило, что задерживаемым дали закончить молитвы: бежать мусульманам все равно было некуда.

Впрочем, у задержанных оказалась своя версия того, как все было. Они утверждают, что никакого жеста доброй воли в действиях полицейских не усмотрели. «В помещении раздался грохот. Кто-то панически предположил, что рухнула крыша, другой сразу смекнул, что к чему: это СОБР, они спустили овчарок», – рассказал информ-агентству «Фонтанка.ру» один из тех, кого задержали в тот день.

Застигнутые врасплох молящиеся, по утверждению очевидцев, хлынули к дверям, где их уже ждали спецназовцы с автоматами. Исламистам предложили выходить из помещения по одному. Затем их отводили в автобусы и проверяли. Первоначально были задержаны 271 человек. Среди них оказались гастарбайтеры из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, выходцы из регионов Северного Кавказа, встретились даже египтянин и афганец.

У десяти человек оказались поддельные документы; у двадцати – не оказалось документов вообще. Еще шестеро подлежали высылке за пределы РФ.

Тем не менее, – отмечают обозреватели, – в целом последствия столь масштабной операции оказались весьма скромными: один радикал-исламист остался за решеткой, нескольких нелегалов депортировали из страны.

Земельный передел?

Столь невеликий результат заставил некоторых обозревателей предположить, что интерес властей к Апраксину двору связан не со стремлением очистить город от нежелательных элементов, а с переделом собственности. Так, ранее сообщалось, что компания «Главстрой СПб» должна будет создать на месте обиталищ гастарбайтеров «зону особой комфортности». Однако 7 февраля выяснилось, что правительство Северной столицы отказалось продлевать контракт с девелопером.

Пока неизвестно, – отмечают наблюдатели, – кто выйдет из этой борьбы победителем. Тем не менее, уже ясно, что 12 гектаров земли в центре второго по величине города в России – слишком ценный приз, чтобы оставлять его в руках исламистов-маргиналов.

Исламская весна в Дагестане

В то же самое время, когда питерские полицейские усаживали задержанных исламистов в автобусы, в двух с половиной тысячах километров от Питера, в Дагестане, прошел многочисленный митинг правоверных. Около тысячи мусульман из Махачкалы и близлежащих деревень собрались выразить свой протест «антиисламской» политике властей.

Организаторы мероприятия подчеркивали, что митинг не имеет антиправительственного характера. «Мы не против Конституции России, мы не против России, мы против чиновников Дагестана. Тут нет ни одного представителя власти, ни одного депутата, они вспоминают о нас лишь в дни выборов, тогда они просят отдать им голос», – заявил журналистам один из участников.

Официальной целью акции стало требование прекратить преследование мусульман, исключить ряд сур Корана из перечня экстремистских высказываний и разрешить в республике ношение чадры и хиджаба. Также правоверные потребовали от российских властей отказаться от поддержки Башара Асада и «не вмешиваться в дела мусульман».

Комментируя противостояние в Сирии, один из организаторов акции – глава общественной организации «Союз справедливых» Магомед Карташов – заявил: «Что они (сирийские оппозиционеры) говорят, выходя на улицы? Мы не хотим секуляризма, мы не хотим демократии, мы хотим закона Аллаха!».

Наблюдатели отметили интересную деталь: митинг в поддержку хиджабов и сирийских боевиков состоялся как раз после окончания полуденного намаза. В 2011 году этот способ мобилизации верующих применяли исламисты в Египте и Сирии, а в 2012-м он был опробован уже в России, на митингах в защиту ислама в Кизляре и Казани.

На основании этого наблюдения некоторые авторы приходят к заключению, что в Дагестан, окрепший за последние годы на федеральных дотациях, «пришла исламская весна».