МЕСТО УПРАВДОМА ОСТАЛОСЬ ВАКАНТНЫМ

Двухнедельная битва титанов, как окрестили журналисты соперничество первого и второго каналов за рейтинги, за первенство в эфире, закончилась. Как и предсказывал автор этих строк, победителей в ней не оказалось. И серьезный телефильм "В круге первом", поставленный классиком нашего кино Глебом Панфиловым по одноименному роману Александра Солженицына, и бравурный "Золотой теленок", ставший, по сути, дебютом молодого амбициозного режиссера Ульяны Шилкиной, не собрали той аудитории, на которую вправе были рассчитывать.

Как утверждают социологи, если бы руководители крупнейших телеканалов развели демонстрацию этих лент по времени, а не сталкивали их лбами в эфире, они могли бы удвоить число потенциальных зрителей, которые в данном случае просто поделились между сериалами. Торопливо перескакивать с кнопки на кнопку, обрубая конец одного фильма, пропуская начало другого, большинство зрителей не захотело.
Другое дело, что канал "Россия" повел себя в этой ситуации более достойно. Его руководители за два месяца оповестили конкурентов о намечающейся телепремьере, и не их вина, что на Первом канале решили, подобно суетливому Паниковскому, "нарушить конвенцию", которая, как выяснилось, давно существует между двумя крупнейшими каналами. Они обязались не заниматься контрпрограммированием, но за неделю до выхода в эфир панфиловского фильма руководители Первого решили с помощью "Золотого теленка" подставить соперникам подножку. Похоже, споткнулись сами, получив со стороны прессы основательный критический залп.
В этой ситуации лично мне жаль режиссера Ульяну Шилкину, которой критики припомнили и "крутого" папу-миллионера (вот, мол, почему она получила постановку), и ее черный пояс по каратэ, и еще массу других "прегрешений", не имеющих отношения к фильму. Что же до самого фильма, то он, на мой вкус, не так отчаянно плох, как можно было подумать по первым действительно провальным сериям. Нынешний "Золотой теленок" оказался по-своему даже стильным, современным по манере съемок (в отличие от академичной стилистики "В круге первом"), да и Олег Меньшиков постепенно разыгрался, перестав изображать самодовольного долдона, каким его герой предстал в первых сериях.
По ходу фильма в образе Остапа Бендера стали появляться какие-то живые - то грустные, то смешные, то философично-печальные черты и черточки, хотя глубины этого трагикомического образа актер, увы, не передал. Это, конечно, и его вина (к слову говоря, войдя в ранг мегазвезды, актер частенько играет плоско, скучно, что особенно проявилось в образе Фандорина в "Статском советнике"), и, разумеется, вина режиссера Ульяны Шилкиной, которая прочитала роман чересчур уж поверхностно. По ее собственному признанию, она снимала фильм в жанре роуд-муви - мудрено ли, что в "Золотом теленке" много дорожных приключений, причерноморских пейзажей, пустынных ландшафтов, самаркандских куполов, перистых облаков, вечерних зорь, но мало попыток понять и поднять философию романа, не говоря уже о том, чтобы хоть как-то совместить ее с сегодняшним днем.
Ясно, что Ильф и Петров, обличая накопительные инстинкты подпольного миллионера Корейко и лихой авантюризм Остапа Бендера, потратившего жизнь на призрачную погоню за золотым тельцом, были детьми своего времени. Сегодня, когда не рублевые, а долларовые миллионеры стали чуть ли не привычным явлением нашего бытия, этот обличительный пафос выглядит наивно, он уже не работает. Или работает на каком-то ином уровне. Но Шилкина не стала заморачиваться этим и другими концептуальными вопросами, она прочитала роман как лихое авантюрное приключение - вне социального, исторического или любого иного содержательного контекста. Мог ли в этой ситуации Остап Бендер получиться иным, чем он получился, - то есть поверхностным, лишенным элементарной внутренней логики персонажем, который может бежать в Бразилию, а может и не бежать, может внезапно жениться на Зосе, а может и вовсе даже не жениться, может оставаться великим комбинатором, а может и переквалифицироваться в управдомы...
Горечь ситуации состоит в том, что после этого фильма перечитывать роман не хочется - настолько неглубокой, пустоватой кажется по экрану его литературная основа. Но это проблема фильма, а не проблема книги, от чтения которой можно по-прежнему испытать настоящее наслаждение.
Зато, уверен, после демонстрации фильма "В круге первом" вырастут очереди в библиотеку за романом Солженицына. Нобелевского лауреата у нас традиционно почитают, но не столь уж часто читают. Глеб Панфилов доказывает своим фильмом, что укоренившаяся читательская робость по отношению к многостраничным солженицынским томам - из разряда ложных опасностей. Для сколько-нибудь заинтересованного читателя роман представляет собой просто кладезь интересных исторических сведений, ярких характеров, глубоких мыслей, облаченных, что важно, в достаточно увлекательную форму. Фильм буквально захватывает блистательно воссозданной атмосферой мужского братства, тонким анализом ситуации, при которой каждый герой оказывается перед острым нравственным выбором.
К сожалению, детективная интрига, которая наличествует в романе, оказалась в фильме слегка приглушенной, ушел юмор, который согревал своим неожиданным светом первые серии фильма. Зато обилие обязательных и необязательных сюжетных линий, экранных персонажей, каждый из которых должен поведать зрителю о своем наболевшем, оказалось в фильме чрезмерным. При целом ряде блистательных актерских работ (не могу здесь не упомянуть Евгения Миронова, Игоря Квашу, Романа Мадянова, Инну Чурикову, Игоря Скляра, Михаила Кононова) в нем в итоге не оказалось драматургического стержня, который держал бы в напряжении зрителя все две недели. Своей чересчур уж свободной (а то и попросту рыхловатой) композицией фильм порой напоминает не законченное кинопроизведение, а своеобразный театр у микрофона, добротно проиллюстрированные главы из романа, которые еще нуждаются в дополнительном отборе, уплотнении, образном переосмыслении.
Рискну предположить, что на режиссера давил авторитет писателя, который выступил автором сценария телефильма, оттого Глеб Панфилов и не смог до конца преобразовать материал книги в безусловно яркое и захватывающее зрелище, каковым мог стать телефильм "В круге первом". Мне почему-то кажется, что двухчасовой киновариант, который Панфилов снимал параллельно с телевариантом, окажется более совершенным по форме и по глубине эмоционального воздействия. Монтаж кинофильма Панфилов завершает в эти дни. Подождем результата.
Что же касается результата двухнедельного противостояния двух конкурирующих телекомпаний, то хотелось бы в безответственной манере незабвенного Остапа Бендера напомнить их руководителям, что они возглавляют не какие-нибудь конторы под названием "Рога и копыта", а общефедеральные каналы. И потому устраивать между собой принародное "бодание", свидетелями которого в эти дни была вся страна, попросту некрасиво. Телевизионщикам в подобных случаях надо садиться за стол и договариваться. Или переквалифицироваться в управдомы...