МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ: ЗА СТОЛИЦУ НЕ СТЫДНО

"Приколы" от Михал Михалыча: "Как проехать к центру?" - "Очень просто". И ушел. Билеты на концерты крупнейших экономистов не достать, хохот стоит дикий. Публика уже смеется не над словами, а над цифрами. Наша страна - родина талантов. А наша родина - их кладбище.

- Михаил Михайлович, нравится ли вам современная Москва?
- Да, такой город, как сегодняшняя Москва, мне нравится, и такой мэр, как Лужков, мне нравится тоже. На переходном этапе от социализма к капитализму он кажется мне идеальным для Москвы человеком. В нем сочетается закалка советского начальника, то есть умение поставить перед подчиненными задачу и добиться ее выполнения, с пониманием того, что вокруг могут воровать, брать взятки и зарабатывать деньги другими, не всегда честными путями. Лишь бы все было построено, и мы видим, что это неплохо срабатывает.
- То есть изменения последних лет в нашем городе вы принимаете?
- Вопрос художественного украшения Москвы еще долго будет предметом споров. И тут ничего не поделаешь, очевидно, такой она переживает период исторического развития. Скажем, только чтобы привыкнуть к огромному числу новых "церетелек", нужно время и терпение. Но намного важнее, что сейчас сюда не стыдно стало приезжать. И наша эмиграция - это самый верный показатель - она в большинстве своем в восторге от сегодняшней Москвы. Скажу также, что многие столицы СНГ и даже Прибалтики стали какими-то провинциальными на фоне растущей Москвы с ее безграничными возможностями. Невзирая на все вопли про независимость, соседи всегда будут стремиться сюда приезжать со своими театральными премьерами, новыми фильмами, выставками. Для них всех теперь Москва - такой же центр Европы, как Париж, а возможностей себя показать здесь даже больше.
- Если бы к вам приехал друг и попросил показать самое любопытное московское место, куда бы вы его сводили?
- Прошелся бы с ним, думаю, по Тверской. Яркость вечерней подсветки здесь просто ошеломляет. Еще бы показал ему столпотворение машин в 12 часов ночи. Провинциал просто бы не понял, как такое может быть, а приехавший из Тель-Авива, Парижа, Нью-Йорка увидел бы то же самое, что и там. Лезущие друг на друга машины в час ночи - это признак большого цивилизованного города.
- Но странно, что вы не упомянули в списке мест достойных внимания Кремль, Красную площадь...
- Это мой друг найдет и без меня. А я бы показал ему хороший столичный ресторан, позвонил бы в какой-нибудь театр. Допустим, договорился, чтобы он сходил в Ленком или к Косте Райкину.
- А сами бы с ним пошли?
- Скорее всего, нет. В театрах мне в последнее время стало как-то скучновато, мышление театральных режиссеров очень часто мне кажется недостаточно интересным на фоне безумно интересно меняющейся нашей жизни.
- Как, и даже Марк Захаров вам не интересен?
- Захаров - ослепительный режиссер. Вот это, пожалуй, документальное слово, очень точно выражающее его спектакли, где прожектора бьют тебе в лицо. Постановки просто ослепительные, но мне еще нужно, чтобы там было что-то из того, о чем я думаю сейчас. Вот тут мы пока расходимся.
- Понравилось ли вам как Михаил Левитин в театре "Эрмитаж" поставил вашу пьесу "Уроки русского"?
- Да, понравилось. Михаил Левитин - это очень редкий, пронзительный, несмотря на то, что чисто литературный человек. И мы с ним очень хорошо относимся друг к другу, такое взаимопонимание делает наше сотрудничество содержательным.
- Какое место Москвы, на ваш взгляд, является самым смешным?
- Каждый район в чем-то забавен, а в чем-то печален. Мало ли у кого какие воспоминания с ним связаны? Например, меня очень веселит район близ метро "Аэропорт". Там живут в основном писатели. Это еще с тех пор, когда в Союзе писателей было 10 000 человек, которых выращивали, кормили, собирали вместе и отправляли шеренгой за пайками, шапками, дачами. Поэтому на местном рынке, в магазине, в поликлинике всегда можно встретить двух-трех писателей. Всюду очереди из одних писателей.