Вскоре выяснилось, что это умышленный поджог: на пепелище обнаружилась пустая бутылка из-под бензина, а одно окно было выбито. Виновных установили быстро - ими, к общему удивлению, оказались те, кто громче всех кричал о пожаре: братья-погодки и Лешка.
...Накануне Леша получил двойку по математике. Колю же оставили после уроков на дополнительное занятие. Мальчишки затаили обиду и решили отомстить. Часу в восьмом, когда стемнело, Леша сбегал домой за бутылью с бензином. В кабинете математики высадили стекло, плеснули горючим в класс и бросили спичку. Когда школа заполыхала, мстители пожали друг другу руки. Во всяком случае так они потом рассказывали.
- Мне кажется, они не совсем понимали, что делают. Насмотрелись сериалов, от "Бригады" были без ума и, видимо, вообразили себя героями-мстителями, - рассуждает следователь Романовского РОВД Светлана Кислицына.
Районная прокуратура настаивала на аресте несовершеннолетних поджигателей. "Представляете, что будет в стране, если пойдет такая мода: получил двойку - сжег школу", - возмущается прокурор Павел Мельник. Но суд постановил иначе: с ребят взяли подписку о невыезде. Крайняя мера наказания по статье об умышленном поджоге - 5 лет. Но, учитывая возраст подсудимых (Коле и Леше - по 14 лет, а Гриша вообще не достиг возраста уголовной ответственности - ему 13), не исключено, что они отделаются условным сроком.
Семьи у ребят не самые благополучные. Например, мама мальчишек-братьев воспитывает их одна. Работает продавцом в деревенском магазине. Несколько лет назад переехала с сыновьями в Поволжье из Средней Азии. Их отец недавно освободился из мест лишения свободы, но живет отдельно от семьи.
Население села Бык с каждым годом уменьшается. В этом году и первоклассников не было. В школе всего 23 ученика и 9 учителей, хотя она рассчитана на полторы сотни детей. Здание было еще крепким, перед новым учебным годом его отремонтировали. Учителя на допросах даже плакали, не желая верить, что их ученики, которых они считали неплохими, так поступили. Сгорела не просто школа, сокрушались педагоги, - дело всей жизни. Разнервничавшись, молодой директор Алексей Телков в сердцах написал заявление об уходе. Еле отговорили.
Сейчас погорельцы разместились в пустующем сельском детсаду. Он мало приспособлен для учебных занятий, но деваться школьникам некуда. Как рассказала начальник районного отдела образования Лидия Кабанова, за два дня заменили электропроводку, наладили котельную, завезли уголь и дрова. Областное министерство образования прислало из Саратова шкафы, стулья. Вместе с остальными деревенскими ребятишками здесь будут учиться Коля, Гриша и Леша. В ожидании суда, если он все-таки состоится.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Могут ли плохие отметки вызвать столь агрессивную реакцию у школьников? С этим вопросом мы обратились к доктору психологических наук, члену-корреспонденту РАО Михаилу КОНДРАТЬЕВУ.
- Увы, может. Если, допустим, уже накопились обиды и эта двойка стала последней каплей. До агрессии может довести даже четверка, если ожидалась пятерка. Надо четко уяснить, что отметка и оценка - это разные понятия. Обычно ученики обижаются не на отметку - она может быть случайной, а на оценку - потому что она касается личности. То есть, ставя двойку, тем самым демонстрируют, что ученик - идиот. Не зря известный педагог Шалва Амонашвили отменил отметки в начальных классах, а оценки детей у него всегда были позитивные. Вот если на основе отметки даются и оценки личности, то можно разрушить ребенку жизнь.
Конечно, в одиночку ученик на поджог не решился бы. Любое агрессивное действие - почти всегда групповое. Посмотрите статистику подростковых преступлений - из них примерно 70 процентов совершены в группе. Подростки способны "заражать" друг друга.
Что касается наказания, то я убежден: подростка можно наказывать лишением свободы лишь в том случае, если от его действий пострадал другой человек. Но в данном случае никто не погиб. Хотя материальный ущерб, как и вред, ребятам и учителям, безусловно, нанесен. По-моему, не стоит сажать ребят за решетку. Надо заставить их родителей возместить материальный ущерб. А самим поджигателям придумать наказание в виде посильных общественных работ, хотя бы на колхозном поле, которые помогут им загладить вину перед учителями и ребятами, оставшимися без школы.