Евгениюс Иванаускас - археолог и... профессиональный кладоискатель. Слушая его, приходишь к выводу, что клады в Литве повсюду, только надо уметь их найти.
Конечно, мой собеседник не назвал адреса возможных кладов - это предмет исследований для специалистов-историков, а не для любителей нелегального бизнеса. Эти "энтузиасты" шастают с лопатами в поисках сокровищ по всей Литве.
- В республике было примерно 10 тысяч панских усадеб. Войны заставляли их хозяев прятать добро. От подавляющего большинства этих владений ничего не осталось. На их месте - поля, рощи. Но у того, кто владеет информацией о них, у кого есть карта исчезнувших усадеб, у того и ключ ко многим кладам, - говорит археолог.
Карты усадеб, их приметы на местности - это и есть признаки спрятанных сокровищ. Но клад можно... почувствовать. Так случилось недалеко от Каунаса, в местечке Кулаутува, где Иванаускас нашел "брусковые деньги", а также украшения XIV века. Все происходило, как в детективе. Он уже собрался уходить домой, но кладоискательский нюх остановил его. "Запах клада" не пропадал. Евгениюс продолжил поиски с металлоискателем и лопатой.
И нашел еще один клад. И еще. И еще! И еще!!!
Это было невероятно. Один поход в Кулаутуву - и сразу пять кладов. Серебряные слитки, украшения, старинные вещи.
Слушая Евгениюса, я вспомнил, как в старом городе Вильнюса, во дворе нашего дома, я когда-то довольно часто находил зеленые монетки с нечетким, сбитым на край, изображением монарха. В отделе нумизматики национального музея Литвы я выяснил, что это были сольды XVII века короля Яна Казимира. В те времена тоже действовали экономические законы, и деньги могли девальвироваться, как и сейчас. Это и произошло с сольдами. Король принял решение, как сказали бы сейчас, произвести эмиссию. Чеканили сольды без конца.
- В свет выпустили сотни миллионов штук, - пояснила заведующая отделом нумизматики Даля Грималаускайте. - Очень много монет подделывалось. Практически каждая восьмая была фальшивой.
Скорее всего, мои зеленые монетки тоже были остатками кладов, разрытых бульдозерами и экскаваторами во время строительства домов и прокладывания коммуникаций. Самый большой по числу монет клад в Литве представлен именно этими сольдами - 9 тысяч штук в одном кувшине. Обнаружили его в Тракае. А самый дорогой нашли в 1927 году в деревне Насвиталяй Шилальского района. Там, где когда-то был панский двор, выкопали 300 золотых монет 1662 года, большое количество серебряных ложек, золотых украшений.
- Это были неспокойные времена, - говорит Евгениюс. - Люди, как могли, прятали свое добро. Правда, у нас в республике относительно бедные клады. Известно, что в Словакии, например, один клад представлял собой сотни килограммов золота и серебра. Случается, в других странах монеты из тайника черпают лопатами...
- Говорят, что у нас где-то спрятана казна армии Наполеона, когда французские войска отступали. Это правда? - спрашиваю я.
- История этих денег гораздо проще, - рассказывает археолог. - Есть сведения, что казна была разграблена под Вильнюсом самими французами. Дорога заледенела, обоз не мог подняться по ней. Да тут еще русские казаки налетели. Конечно, если бы узнать место расправы над казной, кое-что, возможно, удалось бы найти. Ведь обоз был настолько богат, что казаки хватали золото, а серебро швыряли в снег.
На личном счету Евгениюса 10 кладов, примерно 8 тысяч монет разного достоинства.
Каждый клад для Евгениюса - настоящая повесть. Об этом археологе рассказывают, что он изъездил всю Литву.
- Он нашел так много кладов, а ведь бывает, всю жизнь ищешь, но ничего не найдешь, - говорит Даля Грималаускайте.
И Даля рассказывает историю о своем кладе, который нашла в музее, в фонде у историков. Отправилась туда и среди обилия старинных вещей увидела маленький забытый всеми горшочек.
Заглянула, а там - монеты. 49 медных копеек XVII века. Пока это ее первый и последний клад.
- Мы выяснили, что он принадлежал Музею древностей, созданному графом Тышкевичем еще в 1855 году, - рассказывает заведующая отделом нумизматики. - В нем хранилось 38 кладов. Однако война все разметала, сокровища были утеряны. Горшочек с копейками - все, что от них осталось...
Клады есть не только в Литве, считает Евгениюс, кладоискателям хватит надолго.