КАК УВИДЕТЬ ЛЕС ЗА ДЕРЕВЬЯМИ ПРОБЛЕМ?

Леса в России все еще много. Проблем вокруг него тоже хватает - топором не вырубить. В последние годы они поднимаются густым подлеском, а иные из них вымахали до размеров больших деревьев. Есть даже опасение, что за ними, как говорится, леса не увидишь. Нет ли здесь преувеличения?Россия обладает четвертью мировых запасов леса. В минувшем году так называемая расчетная лесосека была реализована менее чем на 20 процентов (в доперестроечный период этот важнейший показатель составлял в среднем 60 процентов). Производство основных видов лесобумажной продукции снизилось в 3-5 раз, производственные мощности загружены соответственно всего на 25-40 процентов.Возобновляемые лесосырьевые ресурсы России оцениваются в настоящее время в размере 81,6 млрд. куб. метров, из которых около 48 млрд. куб. метров - спелый лес. Это позволяет не только полностью обеспечивать потребности страны в лесобумажной продукции, но и многократно увеличить их поставки на экспорт.В 1999 г. доля убыточных предприятий в отрасли составила почти 53 процента, в то время как в целом по промышленности этот показатель равнялся 40,6 процента. Продолжала расти кредиторская задолженность, в том числе в бюджеты всех уровней, а рост валютной выручки достигнут главным образом за счет увеличения объема сырьевых поставок.

Чтобы ответить на этот и другие вопросы, и собрались недавно вместе участники расширенного заседания совета Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Они обсудили первоочередные меры по обеспечению стабильной работы лесопромышленного комплекса в 2000 году и их государственной поддержке. Меры были достаточно исчерпывающе изложены в докладе президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Мирона Тацюна, а государственную поддержку обещал принявший участие в заседании первый вице-премьер правительства России и министр финансов Михаил Касьянов,. Из его выступления следовало, что осуществляться эта поддержка будет прежде всего при опоре на возможности и авторитет Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России.
По мнению специалистов, лесопромышленный комплекс всегда был одним из наиболее ликвидных и прибыльных отраслей промышленности. Он располагает значительным ресурсным и промышленным потенциалом.
А теперь оглянемся окрест. Даже человек, совершенно не сведущий в делах отрасли, на основании собственного опыта подтвердит, что бумажные товары и мебель отечественного производства вытеснены с прилавков. Здесь нередко можно встретить под импортной личиной половую доску, вагонку, погонаж, изготовленные за рубежом из российского леса.
Это красноречивее всяких слов говорит о том, что структура нашего лесного экспорта резко изменилась и все больше приобретает сырьевую направленность. Огромный потенциал отрасли используется крайне неэффективно.
Между тем многие специалисты, разрабатывающие программы вывода российской экономики из затяжного кризиса, в числе других "локомотивных" факторов называют лесопромышленный комплекс. Прибегая к другой аналогии, близкой нашей теме, его можно сравнить с "точкой роста", которые имеются и у растения, и у экономики. В лесопромышленном комплексе за последний год обозначились определенные тенденции к стабилизации. Так, несколько активизировался лесной экспорт, что позволило увеличить валютную выручку за прошлый год на 8,1 процента и довести ее до 3,3 млрд. долларов.
Однако особенно обольщаться этими позитивными сдвигами не стоит, ибо они - результат в основном стечения благоприятных, но быстротечных обстоятельств.
Одним словом, до преодоления экономического, технологического и структурного кризиса, в котором оказался лесопромышленный комплекс в период проведения рыночных реформ, еще далеко.
Дать простор для развития отрасли невозможно без решения ряда серьезных и, главное, первоочередных проблем. Если брать, что называется, самые-самые, то получится около десятка таких трудноразрешимых вопросов, к которым и на трелевочном тракторе не подъедешь. Вот некоторые из них.
В отрасли до сих пор не завершено формирование крупных лесопромышленных структур, ориентированных на производство конечной продукции глубокой переработки. Именно они способны преодолеть последствия неуправляемой приватизации, которая разрушила технологические, производственные и кооперативные связи предприятий. Постановление правительства по этому вопросу, принятое семь лет назад, так и не выполнено.
Крайне медленно идет формирование эффективных собственников. По оценкам специалистов, в 85 процентах АО мелкие пакеты акций распылены между многочисленными владельцами.
55 предприятий полностью находятся в государственной собственности, еще 180 АО имеют в уставном капитале государственную собственность. Однако эффективность управления такими предприятиями, мягко говоря, заставляет желать лучшего.
Инвестиционная и инновационная деятельность в отрасли весьма незначительна и с большой натяжкой может быть отнесена к таковой. Необходимая информация об инвестиционной привлекательности большинства лесопромышленных предприятий попросту отсутствует.
В результате налоговой политики, которая не учитывает важнейших особенностей лесопромышленного производства, образовалась значительная задолженность перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, однако постановления правительства по этому поводу практически не работают из-за нереальных условий проведения реструктуризации.
К этому следует добавить острый недостаток оборотных средств, износ основных фондов, который по отрасли составляет более 60 процентов.
Тугой узел проблем образовался на таком важном направлении, как лесной экспорт. Здесь все еще продолжает действовать большое количество экспортеров, преимущественно неквалифицированных. Имеет место многократное повышение вывозных таможенных пошлин. Образно говоря, здесь образовалось столько завалов, как в непроходимой тайге. К тому же самоуправничают естественные монополии, которые зачастую необоснованно повышают цены на свои услуги.
Первоочередные меры на текущий год, намеченные союзом, как раз и предусматривают преодоление многих из названных трудностей. Более того, они имеют стратегическую направленность и затрагивают область промышленной и научно-технической политики, финансового оздоровления предприятий, привлечения инвестиций, повышения эффективности лесного экспорта.
Особое значение имеет в этом отношении позитивный опыт лидеров. К их числу с полным основанием можно отнести Усть-Ильимский лесопромышленный концерн, который еще два года назад представлял собой типичный образец предприятия отрасли с полным набором бед и проблем. В октябре 1998 г. группа компаний "Континеонтальинвест" пришла сюда в качестве оперативного управляющего. Генеральный директор "Континентальинвеста", вице-президент Российского союза лесопромышленников и лесоэкспертов Николай Макаров вспоминает, что в то время предприятие простаивало 150 дней в году, а на полную мощность работало всего 17 дней. Возрождение комплекса потребовало нестандартных решений в тактике и в стратегии.
За два с небольшим года под началом "Континентальинвеста" положение дел на предприятии существенно изменилось. Производство целлюлозы за этот период выросло в 2,6 раза. Фактически Усть-Илимский ЛПК вышел на уровень начала 90-х годов и занял свое законное место среди отраслеобразующих предприятий.
За всем этим стоит очень напряженная работа, которая начиналась с рационального использования ресурсов и экономических рычагов, обновления производственных фондов и заканчивалась освоением современных методов управления.
Поставив во главу угла идею создания вертикально интегрированной структуры управления, "Континентальинвест" в короткие сроки реализовал ее. Как считает Николай Макаров, Усть-Илимский ЛПК отрабатывает на практике тот путь, который еще только намечен в стратегии развития лесопромышленного комплекса России. Именно такие структуры должны быть взяты за образец при реформировании лесного комплекса.
Что ж, первопроходцам всегда трудно, особенно если их путь проходит через лес.