В 1990 году уроженец Ташкента Лев Черной, известный компетентным органам как видный "цеховик", начинает раскручивать прибыльное дело - поставку металла на внешний рынок. Созданную им компанию "Транс Уорлд металлс", позднее переросшую в некий конгломерат под названием "Транс Уорлд групп", привлекли неограниченные возможности сибирских заводов по выпуску алюминия. Их взоры привлек и далекий от Ташкента Красноярск.
Вскоре выяснилось, что не один Черной хочет поживиться с вывоза алюминия за кордон. К тому моменту за контроль над алюминиевыми заводами уже шла кровавая война. Однако "карта шла в масть" и свела Л.Черного с бывшим учителем физкультуры из маленького городка Назарова, бывшим "охранником" коммерсантов А.Быковым, имевшим кличку "Бык". Он-то и должен был убрать всех, кто вставал на пути...
Буквально за два с небольшим года Быков устранил всех своих конкурентов, после чего вместе с Л. Черным, В. Анисимовым стал совладельцем КрАЗа.
Дальше - больше. Замечательная троица начинает "зарабатывать" деньги, играя не только на разнице цен. Источники поступления средств в карманы алюминиевых "баронов" были самые разнообразные. Мало того, что они играли на разнице цен; мало того, что им фактически принадлежало 94 процента (!) акций КрАЗа. Начиная с 1995 года они вознамерились прибрать к своим рукам и Красноярскую ГЭС. С помощью аферы по созданию некой фирмы "ТАНАКО" им удалось практически вывести из-под контроля государства эту станцию.
Чтобы понять, какую прибыль дополнительно получали великие комбинаторы, достаточно сказать, что для завода электроэнергия со станции отпускалась по цене на 70 процентов ниже, чем для остальных потребителей. В итоге за электроэнергию КрАЗ недоплатил почти 500 000 000 (!) долларов. И такой "должок" был признан законным!
Перечень подобных афер можно продолжать. Но интересная получилась картина. Главным предприятием города фактически овладели лица, среди достоинств которых законопослушность, мягко говоря, и не ночевала. Последствия такого положения самые причудливые: за последнюю пятилетку резко пошел в гору... местный кладбищенский бизнес. И неудивительно. Пышные похороны загнанных криминальных "лошадей" перестали в Красноярске быть редкостью. На местном некрополе тут и там вырастали помпезные памятники погибшим за металл.
Непонятно, правда, чем руководствовалось в своей деятельности начальство местного УВД. Может, оно не знало, в какой сфере и какими средствами действуют люди Л.Черного и А.Быкова, не ведало, кого и за что надо бы давно арестовать? Подавший на днях в отставку зам.министра внутренних дел генерал В.Колесников, занявшийся было алюминиевой войной "по-красноярски", с большим сожалением признал, что ему не удалось довести дело до конца. Может, преемники смогут? Хочется верить...
Из-за "бугра" пришла интересная весть: А.Быков задержан в Венгрии и пока остается там, не желая ехать домой. Задержание А.Быкова - отнюдь не заслуга Интерпола или результат настойчивости российских Путилиных: бывшего учителя физкультуры, судя по всему, просто "кинули" ученики и коллеги.
В самом конце января зрители красноярского телевидения увидели незабываемое лицо В.Татаренкова, рассказавшего о некоторых эпизодах совместной "работы" с его бывшим другом А.Быковым. Фактически именно Татарин был главой банды киллеров, выполнявших "спецзаказы" своего бывшего патрона. В передаче прозвучали имена тринадцати человек, над чьими могилами на городском кладбище ныне возвышаются пышные и не очень пышные памятники. Среди них и известные воровские авторитеты Красноярска - Толмач, Ляпа, которые к середине 90-х были безжалостно вычеркнуты из списка живущих. Число "безвинно" павших явно выше: достаточно вспомнить, что лишь в мае-июне 1994 г. боевиками Татарина было убито десять человек, имевших отношение к борьбе за влияние на КрАЗе.
Понятно, что за "сдачей" А.Быкова стоят другие лица. Те, кому он больше не нужен, которые при случае и денежки его заберут. А что тут такого? Когда пауки в банке начинают бороться за жизнь, они безжалостно уничтожают друг друга. Что и происходит на наших глазах. И Быков в этой очереди не последний.
Вот такие люди и таким образом руководили и фактически продолжают руководить КрАЗом. А так - все хорошо... И в городе, и на заводе. Например, по сравнению со стоящим напротив металлургическим заводом рабочие КрАЗа вовремя получают зарплату, и она у них весьма приличная - 9-10 тысяч рублей против менее чем 1000 рублей на КраМЗе.
И тут очень хочется спросить у работающих на КрАЗе и вокруг него: что же, зарплаты всегда будут у вас в шесть раз больше, чем у таких же, как вы, обманутых трудяг КраМЗа? Ведь украденные у вашего краевого и городского бюджета этой компанией средства - это деньги, которые не пошли на оплату воспитателям детских садов, куда ходят ваши дети, на зарплату учителям школ, где учатся ваши дети, на оплату ТЭЦ, которая греет ваши квартиры, транспортникам, которые возят вас...
Наивно думать, будто ваши зарплаты есть результат правильно работающей производственной цепочки. Заводчанам достаются даже не объедки, а крошки со стола Л.Черного со товарищи, заваленного пухлыми пачками денег, затем исчезающими в "оффшорах"...
По данным экспертов, такое предприятие, как КрАЗ (с объемом выпуска 800 тысяч тонн алюминия в год) может приносить прибыль в размере как минимум 100 млн. долларов(!). И это - чистая прибыль, остающаяся после выплаты всех налогов и всего остального.
Сегодня у вас есть кусок хлеба. Но вопрос-то в другом: будет ли он у вас таким же через три месяца?
А.Быкову и его "коллегам" не нужно развитие производства. Для них главное - урвать, а там хоть трава не расти.
Никогда и нигде криминал не являлся и не является двигателем экономического благосостояния трудовых коллективов. Главное для него - самообогащение, и меры никакой он не знает. А потому при сегодняшней тенденции развития на месте цехов КрАЗа вскоре действительно будет расти сорная трава. Износ оборудования на заводе составляет уже почти 80 процентов, а при имеющихся объемах производства через три года он достигнет уровня 90 процентов, после чего производство станет, а пускать его заново стоит очень больших денег.
Кто будет этим заниматься? Ясно, что не Л.Черной. Свою "светлую" жизнь он уже обеспечил. А вот что станется с вами? Сегодня толлинг, приносивший деньги хозяевам КрАЗа, практически умер. В новых условиях даже Л.Черной будет вынужден принять навязываемые государством и законом правила игры, а потому ему неизбежно придется экономить. На чем? Естественно, на зарплате рабочих, не за свой же счет.
Красноярский алюминиевый комплекс нуждается в законопослушном хозяине. Таком, который организует производство, где объединит предприятия-производители энергии, перерабатывающие сырье и выпускающие продукцию заводы. В Красноярском регионе все это есть.