Лучшей россиянкой в неолимпийских видах спорта признана двукратная чемпионка мира по единоборствам джиу-джитсу Оксана Москаленко
По итогам 2019 года лучшей россиянкой в неолимпийских видах спорта признана Оксана МОСКАЛЕНКО. Вне спортзала эта миниатюрная красивая женщина больше похожа чемпионку по гимнастике. И пока своими глазами не увидишь, как она работает в поединках, невозможно поверить, что Оксана - двукратная чемпионка мира по джиу-джитсу и успешный тренер.Она не знает поражений с 2016 года.
Приняв поздравления, Оксана рассказала «Труду» о себе.
— Родилась и выросла я в Апрелевке Московской области. В 10-летнем возрасте я пришла в джиу-джитсу к тренеруТатьяне ВладимировнеМуфтелевой. Сейчас мой наставник- Дмитрий Львович Ружилов. Параллельно я занималась еще дзюдо, самбо, армрестлингом, универсальным боем. Во всех этих видах спорта я выступала на соревнованиях разного уровня — от студенческих до чемпионата России. В моем весе до 48 кг соперницы обычно ниже меня ростом, но шире в кости и более мускулистые. Для ударной дисциплины это — преимущество: при грамотной тактике и правильном передвижении могу держать соперницу на дистанции и «обстреливать» её. «Джиу-джитсу файтинг» состоит из ударной техники, борьбы в стойке и партере. Именно в файтинге я становилась чемпионкой мира. А в дисциплине «не-ваза» (только борьба, без ударов) мне удавалось становиться призером международных турниров. Причем, в борьбе у нас разрешены болевые и удушающие приемы. А на удары есть ограничения. Нельзя посылать в нокауты, за это могут присудить поражение. Да, у нас такое бывает: попал в нокаут, очнулся — и ты победитель. При ударе надо руку или ногу сразу вернуть назад. Пробивают довольно болезненно, но не так, чтобы соперник не смог продолжать бой. Досрочно победить можно в борцовской части — броском на ипон и удержанием, или болевым. У нас встречаются и симулянты. И здесь результат зависит от решения судьи. Тем не менее, многие мастера джиу-джитсу переходили в ММА и там быстро достигали успеха. Некоторым достаточно два месяца поработать над ударами по грушам и лапам, чтобы снять тормоза ограничений в ударной технике.
— Вес вам приходится сгонять?
— Немного. Но мне один килограмм согнать тяжелее, чем супертяжу — три. Потому что у меня лишнего веса практически нет. Но приходилось выступать ипротив более тяжелых соперниц — в весе 55 кг, потому что категория 48 кг не была включена в систему ЕВСК (Единой всероссийской спортивной классификации), и соответственно — в ней мне не могли присвоить званий международного и заслуженного мастера спорта.
— Вы становились призером чемпионата Мира и в категории до 55 кг. Какой ваш рецепт поединка с более тяжелым соперником?
— В дисциплине «бои» у тяжелых соперниц нет преимущества. Реакция у легковесов лучше, а сила удара в нашем виде спорта не всегда имеет значение. Если ты нокаутировал соперника ударом в голову, атакуя его, то тебе присудят поражение за нарушение правил. Но если ты поймал его на атаке и встречным ударом уложил, тебе присудят победу. А в дисциплине «борьба», чтобы компенсировать его преимущество в силе, нужно превзойти в скорости и темпе движений.
— Тренеры по женскому боксу рассказывали, что их красивые ученицы панически боялись получить удар в лицо, и это вредило их настрою на бой.
— Я боюсь только проиграть. Синяки у меня периодически бывают. Начинающие бойцы иногда боятся боли от пропущенного удара.
— Есть у джиу-джитсу шанс попасть на Олимпиаду?
— Мы участвуем во Всемирных играх по неолимпийским видам, которые проходят раз в четырехлетие. В 2017 году на предыдущих я не выступала — там не было моей весовой категории. Но на 2021 год её уже ввели, я собираюсь туда отобраться. Идет борьба за то, чтобы джиу джицу включили в программу Олимпиады в Париже-2024 — в виде показательного турнира, не идущего в медальный зачет стран. Ведущие державы в нашем виде спорта — Франция, Германия, Польша. В сборной Украины есть трое мужчин, которые выигрывали чемпионаты мира и Всемирные игры, а их женщины выступают слабее. В России же лидеры — Московская и Рязанские области, а также Санкт Петербург. На Северном Кавказе есть сильные спортсмены в грэпплинге — безударной версии джиу-джитсу.
— Российским чемпионам грозят неприятности из-за допинг скандалов?
— Призеров чемпионатов мира и Европы всегда проверяют. Когда я в 2016 году стала чемпионкой мира, меня включили в пул проверок по системе Адамс. Мне приходилось расписывать места своих будущих ночлегов на три месяца вперед. Из сборной России в пул поставили только меня и еще одного парня. Меня недавно сняли, а его оставили. В джиу джицу у россиян не было неприятностей с допингом. Но тревожное настроение есть. По неофициальной информации: на чемпионат Европы россиян допустят без ограничений, а вот уже на чемпионат мира в ноябре — выборочно под нейтральным флагом.
— Возможна ли дружба с соперницами?
— Если выступаю в одной команде с подругой, то перед боем можем между собой договориться — кто уступит победу. Это не игра в поддавки: в нашем виде спорта правила позволяют спортсмену отказаться от борьбы, и ему присуждают поражение. Моя подруга Юля Мазурина тоже из Апрелевки, мы с раннего детства вместе тренируемся. И она тоже из моей весовой категории. Так что определенных турнирных ситуациях приходилось биться. Подруг бить психологически тяжелее. Но у меня есть подруги и из других регионов. Полина Крупская выступает за Петербург. У нее категория 52 кг, но в грепплинге, бывало, с ней сражались.
— А с иностранцами?
— Я знаю только русский, и это осложняет общение. Но с украинцами дружим, и никакая политика не испортила наши отношения. Они приезжают усеченным составом, часто без доктора. Так что наш врач никогда им не отказывает обмотать, перевязать и еще что-то сделать. В частности, так было на чемпионате мира в ноябре 2019 года.
— Какие травмы чаще получают в вашем виде спорта?
— У меня сейчас проблемы с коленом. По ходу турнира я не заметила — как я его повредила. То ли при ударе ногой я сделала неправильное движение, а колено ушло в сторону. То ли соперница в борьбе её заломала. Травмы у нас чаще случаются на тренировках, из-за напряженной работы на фоне усталости. А синяки от ударов быстро проходят.
— Какие виды спорта любите?
— Кроме джиу-джитсу еще дзюдо. Немного — бокс и ММА. Другие виды спорта мало смотрю по телевизору, на стадион хожу еще реже.
— В фильмах, где много дерутся руками и ногами, ляпы замечаете?
— Конечно, особенно когда дело касается ног. Иногда заметно, что артисту лишь пару раз показали — как бить. Он это движение даже в зале не потренировал, а сразу начал сниматься на камеру. И по сюжету фильма он всех побеждает. Этих ляпов так много, что я стараюсь не обращать на них внимания.
— У чемпионов по джиу-джитсу большие гонорары?
— Есть небольшие премии за чемпионаты Мира и Европы. Я оформлена спортсменом-инструктором в Областном центре подготовки неолимпийских видов. И еще работаю тренером у себя в Апрелевке с момента открытия клуба «Мелодия» в 2008 году. До того я тоже подрабатывала, то есть, тренерский стаж начала с 17 лет. Тренирую ребят возраста от 10 до 15 лет. Это у нас бесплатная группа.
— У вас физкультурное образование?
— Я сначала закончила университет сервиса и туризма в Тарасовке, потом прошла спортивную переподготовку в институте физкультуры в Малаховке. Потом еще окончила факультет менеджмента в Профессиональном Институте Юриспруденции.
— Что самое сложное для вас, как тренера?
— Самое главное — поставить ученикам дисциплину в самом начале, иначе потом работать с ними будет сложно. Бывает: на тренировке один другого ударит, а другой не сдержится — и ответит в полную силу. Приходится им постоянно внушать: если хотите заниматься спортом и дальше, то нужно себя вести в определенных рамках, даже во время спаррингов. Когда мне становилось известным, что кто-то из моих учеников применял боевые навыки за пределами зала, приходилось с ними вести ещё более суровые беседы. Но обходилась без отчислений, и потом рецидивов у него не случалось. Иногда спортсмен после первых побед на соревнованиях начинает думать, что это он только своим талантом всего достиг, а тренер тут ни при чем. И становится непросто приучить юного спортсмена всегда прислушиваться к мнению тренера. Но при этом и свою голову тоже надо всегда «включать». Еще возникает проблема нежелания выезда на первые соревнования — из-за боязни пропустить там болезненные удары. А родители часто в этом детей прикрывают, придумывая болезни или семейные обстоятельства. Но при этом на тренировки продолжают их водить. А для тренера, конечно, очень важны результаты соревнований. То есть, родители мешают детям показывать результаты и повышать свой уровень.
— Как относятся ваши мальчики к тому, что их в единоборствах тренирует женщина?
— Нормально. Но порой не доверяют их родители, а ведь зачастую именно они решают — где и у кого их сыну тренироваться. Так что мне приходится дополнительно доказывать свою квалификацию.
— Когда парень узнаёт, что красивая и хрупкая с виду девушка — чемпионка по боевым единоборствам, не даёт «задний ход»?
— Нет, наоборот. У мужчин вызывает дополнительный интерес, что девушка, похожая на чемпионку по художественной гимнастике, на самом деле бьется на ринге или татами. А если потом во взаимоотношениях что-то не складывается, то вовсе не по той причине, которую вы тут назвали.