Сергей Безруков: «На роль короля ремейков я не гожусь»

На экранах страны продолжается демонстрация фильма «Джентльмены, удачи!», выпущенного в канун Нового года в количестве 1500 копий

Вольный перепев знаменитого фильма 1971 года стал одним из лакомых блюд в новогоднем киноменю. При бюджете примерно в 100 млн рублей новые «Джентльмены» за первые две недели проката уже сполна окупили себя, собрав сумму почти в три раза большую – 280 млн рублей.

Во многом это произошло благодаря тому, что в реинкарнации классической советской комедии главную роль сыграл популярнейший у народа Сергей Безруков. Зрители помнят: это не первый ремейк с его участием. Вот почему при встрече с актером первый вопрос сорвался у меня с языка сам собою…

Сергей, как известно, Филипп Киркоров всерьез обиделся, когда его назвали королем ремиксов. Не боитесь, в свою очередь, прослыть королем ремейков?

– Не думаю, что мне грозит такая участь. Хотя бы потому, что ремейк ремейку рознь. Мне тяжело давалось решение сняться в новых «Джентльменах». Я тоже ревниво отношусь к перелицовкам старых советских фильмов. Кроме того, что я актер, я еще такой же зритель, как и все.

С удовольствием хожу на новые картины. Надеваю кепку, очочки, укутываюсь в шарф и стараюсь незаметно прокрасться на свое место. Это редко удается – люди видят меня в зале, оборачиваются, следят за реакцией. Но я стараюсь не оглядываться по сторонам и не портить себе впечатление от фильма.

– Что вам, к слову говоря, понравилось из последних картин?

– Получил удовольствие от фильма «Рассказы». Остроумное, тонкое кино. И при этом, заметьте, не ремейк. Так вот, всякое намерение переснять старую советскую комедию я тоже обычно встречаю в штыки. Становлюсь в позу. Произношу внутренние монологи типа: как вы смеете, хватит ли у вас сценарного таланта и комедийного дара, чтобы не испортить замечательный первоисточник?

К сожалению, часто портят. Поэтому отношение к ремейкам в последнее время у многих настороженное. Вот и я, как только услышал про новых «Джентльменов удачи», подумал: кто будет та каналья, которая отважится поднять руку на святое?

По иронии судьбы, через какое-то время мне звонит режиссер Саша Баранов, с которым мы вместе работали над сериалом «Участок», и предлагает пуститься в это приключение. Я ответил решительным отказом. И раз, и два, и три. Но Саша говорил: «Не кипятись, давай обсудим, подумаем, мы ведь можем и вправе сделать не ремейк, а абсолютно новый фильм». И мы в какой-то момент сели дружной компанией и стали заново сочинять кино, придумывать героев, повороты сюжета. Так появились эпизоды с гонками на КамАЗах, с нашими персонажами, разрисованными под героев «Шрека», «Аватара», «Пиратов Карибского моря», и много других сцен.

Импровизации продолжались и на съемочной площадке. В итоге наш фильм благодаря талантливым, азартным, наделенным большим чувством юмора людям стал, как мне кажется, не клоном «Джентльменов удачи» и тем более не пародией на прекрасную, любимую нами комедию, а вполне самостоятельным фильмом. Например, мой партнер Гоша Куценко придумал потрясающий острохарактерный образ своего героя, ни в чем не похожий на образ, созданный Вициным. Что касается меня, то я тоже ни в малой мере не копировал персонаж Евгения Леонова. Мне было интересно в этом фильме пошалить, подурачиться, если угодно, посмеяться над самим собой.

– Если вы к этому готовы, давайте посмеемся над вами еще. Вам наверняка известна такая шутка: «Не страшно умереть, страшно, когда после смерти вас сыграет Сергей Безруков»…

– Увы, известна. Эту фразу приписывают Гафту, но при нашей встрече Валентин Иосифович искренне сказал мне: «Сережа, ты знаешь, как я к тебе отношусь, как я тебя люблю. Поверь, ничего подобного я не говорил и не мог сказать». Мне искренне жаль, что такого рода сочинители подставляют великих мастеров, каким является Валентин Иосифович. Если бы он действительно хотел сочинить что-то в мой адрес, он бы придумал нечто гораздо более изобретательное и достойное своего таланта.

– Сергей, так случилось, что в последние годы вы попадаете в громкие, но в той или иной мере рассчитанные на коммерческий успех проекты. Вас, разностороннего и глубокого актера, тоска по арткино не гложет?

– Я бы с удовольствием снимался в артпроектах, но, к сожалению, у меня нет таких предложений. Но при этом говорить, что я снимаюсь исключительно в коммерческих, развлекательных картинах, думаю, в корне неверно. Разве «Матч» – это коммерческое развлечение? Тем более что фильм, к сожалению, не был коммерчески успешным. Мне кажется, это просто хорошая патриотическая картина, которая говорит о том, что наши люди когда-то умели побеждать потому, что имели чувство достоинства. А не за деньги, как сейчас. И фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» я бы тоже ни в коей мере не назвал коммерческим проектом. Это серьезная, берущая за душу психологическая драма. Люди сегодня привыкли в кино отдыхать, развлекаться, а на этом фильме, я знаю, они плакали. И на моей новелле в фильме «Мамы» зрители, я знаю, тоже плакали. И после окончания картины спешили позвонить своим родителям. Что же в этом плохого, позорного?

– Вы сейчас с таким воодушевлением говорили о фильме «Высоцкий…». Как вам в этой связи резкая критика в адрес ленты со стороны близких к Высоцкому людей – Марины Влади и Станислава Говорухина?

– Я думаю, отчасти это ревность, желание присвоить Высоцкого себе. Мне кажется, в нашем фильме (а к 75-летию великого барда по Первому каналу будет показана четырехсерийная версия картины), мы ни на йоту не уронили чести и достоинства Высоцкого, в каждом кадре чувствуется преклонение и уважение к великому человеку. Даже очень сложная тема болезни поэта показана так деликатно, что вы буквально испытываете боль за человека, которому плохо.

Таким ли он был в жизни или не таким, как на экране? Об этом можно спорить. Но я знаю мнения людей, которые тоже шли по жизни рядом с Высоцким. Например, мнения Вениамина Смехова, Валерия Золотухина. И их оценки фильма кардинально расходятся с оценками Марины Владимировны и Станислава Сергеевича. Поэтому, мне кажется, не надо сегодня делить Высоцкого, рвать его на части. Это гений, светом, энергией, песнями которого мы сегодня живы. Он принадлежит всем. И мы все его одинаково любим.

– И последний вопрос. Известно, что вы отказались сняться в «Бригаде-2», которая сегодня идет на экране.В случае коммерческого успеха фильма (а такие предпосылки есть) продюсер Александр Иншаков обещал сделать «Бригаду-3». Сниматься будете? 

– Нет. Нет и нет. Сказал уже однажды «нет», и этого достаточно.

Наше досье

Сергей Безруков