Дракон, голова третья

Американец Дэвид Финчер вслед за датчанином Нильсом Арденом Оплевом представил свою экранную версию первой части знаменитой трилогии Стига Ларссона

На экраны вышел американский фильм «Девушка с татуировкой дракона». Кинообозреватель «Труда» не заметил особенных отличий от скандинавской киноверсии 2009 года.

Дэвид Финчер предупреждал актрису Руни Мара, что у нее есть большой шанс навсегда остаться актрисой одной роли — девушки с татуировкой дракона, готической хакерши Лисбет Саландер. В отличие от Натали Портман, Скарлетт Йоханссон и множества молодых голливудских актрис, мечтавших сыграть Лисбет, но получивших от режиссера отказ. Йоханссон, например, не подошла из-за своей слишком откровенной сексуальности. Мара в фильме периодически тоже показывает хорошей формы грудь, но застывший взгляд рептилии сексуальности ей отнюдь не добавляет. Чего, кстати, все и добивались: Лисбет, редкостно способной девушке со сложной судьбой и психиатрическим диагнозом, придется добывать свою каплю романтики другими способами. Она станет напарницей журналиста Микаэля Блумквиста (Дэниел Крэйг), который мог бы попасть в тюрьму за клевету на известного промышленника. Но вместо этого был приглашен другим известным промышленником, Вагнером (Кристофер Пламмер), расследовать страшную семейную тайну, которая в результате окажется намного страшнее, чем можно было бы подумать.

Один из членов клана Вагнеров, дряхлый нацист, скажет, что он честнее многих своих родственников, оттого что не скрывает своих убеждений. И это тоже будет верно — писатель Ларссон в своей книге не только активно любовался маргинальной героиней, но и стремился «показать то, что скрыто»: благополучная с виду страна оказывалась переполненной солидными насильниками и уважаемыми ворами. Финчеру оставалось лишить историю медлительных, обстоятельных ларссоновских описаний и добавить собственных деталей: например, заставить Лисбет зашивать пулевую рану Микаэля зубной нитью, а его самого — повизгивать от боли. Блумквист избавлен Финчером и от фирменной мальчишеской улыбки, и от некоторых мужских проявлений — он вообще слишком во многом уступает Лисбет Саландер, поскольку именно ее образ должен принести фильму Финчера деньги влюбленных в социопатическую героиню девочек-подростков и скучно живущих клерков. Похоже, на свою ролевую модель они готовы смотреть бесконечно — сборы фильму Финчера прочат отменные, несмотря на то, что всего два года назад по той же книге был снят скандинавский фильм, где хакершу играла гораздо более живая Нуми Рапас. Впрочем, привычка американских режиссеров вести себя так, будто никого, кроме них, на свете не существует, уже почти не раздражает, а веселит — как детский стишок из книги Ларссона: «Лось один в лесу остался, он стоял и улыбался».