Напомним, что речь идет об уникальных экспонатах, предоставленных ведущими музеями Москвы (ГМИИ имени Пушкина и Третьяковская галерея) и Санкт-Петербурга (Эрмитаж и Русский музей). Это знаменитые полотна Матисса, Гогена, Ренуара, Пикассо, Кандинского, Малевича - всего 120 произведений, что называется, из первого ряда мировой живописи.
До 6 января выставка демонстрировалась в Дюссельдорфе, и ее переезд в Лондон был под большим вопросом, поскольку Великобритания - одна из немногих стран, где отсутствовало специальное законодательство, защищающее культурные ценности от ареста. А такая опасность существует. Несколько европейских компаний грозят предъявить имущественные претензии к нашей стране. Еще свежа в памяти история двухлетней давности, когда по требованию фирмы "Нога" Швейцария арестовала 54 находившиеся "на гастролях" картины из Пушкинского музея страховой стоимостью около 1 млрд. долларов. И только благодаря специальному решению швейцарского правительства полотна вернулись в Москву.
Не дремлют и потомки русских дореволюционных коллекционеров, пытаясь вернуть художественные ценности, некогда национализированные большевиками. Так, внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко с 1993 года осаждает суды Франции, Италии и США исками о возвращении ему коллекции деда (кстати, именно бывшие щукинские картины составляют основу нынешней выставки).
В сложившейся ситуации Минкульт России не удовлетворился даже заверениями официального Лондона: какие бы гарантийные письма не выдавало британское правительство, все они ничего не значат для суда, который не подчиняется этой ветви власти. Во избежание грандиозного скандала британским чиновникам и законодателям пришлось изрядно посуетиться в рождественские каникулы, чтобы 31 декабря долгожданный закон был досрочно ратифицирован - вступление его в силу планировалось лишь в марте.
Сейчас 120 полотен "Из России..." пока еще находятся в Германии. Как уверяют представители Россвязьохранкультуры, эти шедевры содержат в надлежащих условиях и под охраной. Немецкая страховка на них продлена до 21 января. А подогретые скандальным ажиотажем лондонцы, словно горячие пирожки, раскупают билеты на выставку, чтобы, как заявил британский министр культуры, СМИ и спорта Джеймс Пернелл, не упустить "уникальный шанс, который выпадает только раз в жизни".