Это далеко не первый случай административного преследования антимонопольщиками банкиров и страховщиков, которых они подозревают в партнерских отношениях - летом ФАС заявляла, что в ходе проверок выявлено порядка 60 банков и 70 страховых компаний, которые нарушают закон (см. вынос). Только против "Райффайзена" было выдвинуто уже две подобные претензии, сообщил "Труду" источник в банке. Но в итоге все удалось урегулировать без негативных последствий для банка, подчеркнул источник.
Возбуждение дел против кредитных учреждений и страховщиков антимонопольщики объясняют тем, что при выдаче ипотечного или автокредита многие банки предлагают заемщику застраховаться только у компании-партнера, зачастую не по самым выгодным условиям. При этом, согласно правилам получения кредита, заемщик не может взять его без страховки автомобиля, если речь идет об автокредите, или страховки квартиры и жизни, в случае ипотеки. Крупные розничные банки часто имеют договоры со страховщиками-партнерами - тем самым они минимизируют свои риски по невыплате компенсации заемщику или банку при возникновении страхового случая. Проблема заключается в том, что подобные соглашения между банком и страховщиком, естественно, ограничивают свободу выбора клиента и делают его полис дороже на несколько процентов.
Большинство банков открыто не запрещает страховаться клиентам в других компаниях, они используют более мягкую формулировку - "список одобренных компаний". Но на деле это значит, что застраховаться у другой компании вряд ли получится. Так, например, сотрудник call-центра российского представительства концерна "Toyota" Татьяна сказала корреспонденту "Труда", что застраховать купленную в кредит машину можно будет только у семи компаний из "одобренного банком списка" - он, кстати, вывешен на сайте.
Начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева считает, что банк не должен навязывать клиенту своего страховщика: "Банки должны лишь сформировать открытые требования к страховым компаниям, а не предлагать клиенту готовый список".
Страховщики в свою очередь недоумевают, с чем связаны претензии ФАС. "С момента заведения аналогичных дел в отношении участников финансового рынка у страховщиков так и не появилось однозначного понимания того, по каким именно критериям ФАС относит те или иные соглашения между банками и страховыми компаниями к нарушающим конкуренцию", - возмущается директор Правового департамента СК "Росно" Александр Черягин.
Стоит лишь добавить, что если "Райффайзенбанк" признают нарушителем закона, то ему выпишут штраф - максимум 400 тысяч рублей. Такую сумму назвали в самом банке.
ПРЕТЕНЗИИ ФАС
9 января Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении сразу двух дел против "Райффайзенбанка" и девяти страховых компаний. ФАС усмотрела признаки нарушения антимонопольного законодательства в соглашениях 2006 года между "Импэксбанком", который позднее вошел в группу "Райффайзенбанк", и страховыми компаниями "РК-Гарант" и "Военно-страховая компания" в рамках ипотеки, а также компаниями "Стандарт-Резерв", "Военно-страховая компания", "РОСНО", "Согаз", "Югория", "Россия", "Росгосстрах" и "АльфаСтрахование" в рамках автокредитования. Отметим, что соглашение между "Импэксбанком" и страховщиками действует до сих пор при заключении кредитных договоров с "Райффайзенбанком", а не досталось западному банку "по наследству".
Начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева пояснила "Труду", что в условиях соглашений есть признаки нарушений закона о конкуренции, однако факты ограничения выхода страховщиков на рынок или ценового сговора будет доказывать специальная комиссия.
В "Райффайзенбанке" подчеркнули, что пока официальное уведомление о возбуждении дела банк не получил.
У ЗАЕМЩИКА ЕСТЬ ТРИ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ
Председатель Союза потребителей РФ Петр ЩЕЛИЩ:
- Такая ситуация, по-моему, сложилась не только в "Райффайзенбанке". Ее можно сравнить с тем случаем, когда покупатель приходит в магазин за чайником, а ему предлагается в обязательном порядке купить еще и сервиз. Банк ведь и сам может проводить страхование, но это отразится на процентной ставке. Она будет, скажем, не 15%, а 25%. И кто тогда пойдет в такой банк? Поэтому банк, заключая договор с конкретным страховщиком, ставку делает 15%, но при годовой выплате она растягивается до тех же 25% - в этом и заключается недобросовестность.
У гипотетического заемщика, которому в банке навязывают определенных страховщиков, есть всего три пути.
Первый путь - Заемщик вздохнет и скажет: "Ну что ж, меня это не совсем устраивает, но ходить я больше никуда не хочу - подписываем". А возможно, человек подумает, что избавился от лишней мороки и потерянного времени.
Второй путь пойти в другой банк. Не факт, что в этом другом банке ему позволят выбрать страховщика самому, но в третьем или четвертом человеку может повезти.
Третий путь - когда потребитель решит, что с нарушением его прав нужно бороться. В этом случае он может обратиться в антимонопольное ведомство. ФАС занимается недобросовестной конкуренцией, которая в этом случае проявляется опосредованно, через заемщика, который несамостоятельным выбором страховщика дает преференции банку. Для банка это способ снизить риск. Также сейчас этой проблемой активно занимается Роспотребнадзор: за защитой своих прав потребителю можно обратиться и туда, в управление защиты прав потребителей.
ДЕЛА ФАС ПРОТИВ БАНКОВ И СТРАХОВЩИКОВ
28.12.2007. Челябинское управление ФАС признало нарушившими часть 2 ст. 11 закона "О защите конкуренции" "Международный Московский Банк" и 15 страховых компаний, среди которых "Ингосстрах", "АльфаСтрахование", "Согласие", "Ренессанс страхование" и другие.
11.12.2007. ФАС возбудила дело против "Росбанка" и 27 страховых организаций по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Страховые компании сами сообщили ведомству о том, что они согласовывали тарифы по программам авто-, потреб- и ипотечного кредитования, что могло привести к поддержанию цены на страховые полисы.
19.11.2007. После обнаружения Кемеровским УФАС нарушений, "Аресбанк" и страховая компания "Баск" добровольно расторгли соглашение о сотрудничестве.
20.09.2007. Банк "Авангард" и страховая группа "Авангард гарант" добровольно устранили нарушение антимонопольного законодательства после возбуждения дела ФАС. Поводом стали ограничения заемщика в выборе формы типа страховки по программе беспроцентного автокредитования и автокредитования без первоначального взноса, когда