ПОСЛЕДНИЙ БОЙ АФГАНЦЕВ

После публикации в "Труде" статьи "Дважды проданные метры" (20 декабря 2006 года) в Башкирии сдвинулось с мертвой точки дело офицеров-афганцев, которых пытаются выселить из квартир. Под личный контроль ситуацию взял прокурор республики Сергей Хуртин. Но праздновать победу афганцам рано: окончательно судьбу спорной жилплощади определит суд.

Напомним, что строительство этого злосчастного дома началось в Уфе 15 лет назад. По федеральной программе "Жилье" в нем должны были получить квартиры семьи воинов-интернационалистов. Со временем к строительству в качестве соинвестора "присосалась" турецкая фирма "Боют Иншаат". По словам афганцев, именно она начала незаконные продажи квартир в этом доме. Потом турки обанкротились, хозяин фирмы сбежал на родину, а отставники остались один на один с судебными проблемами.
Семья воина-интернационалиста Рамзита Шамсутдинова получила ордер и заселилась в выделенную квартиру в 2004 году. Офицер даже не думал, что в будущем возникнут какие-то вопросы - дом построен под патронатом местных властей, наполовину на бюджетные деньги. Сделал ремонт, купил мебель... Оказалось, эту же квартиру умудрились продать жительнице Нового Уренгоя З. Салиховой, та перепродала ее Р. Газимовой. Соседи рассказывают: когда хозяина не было дома, сотрудники ЧОПа вместе с претенденткой на эту же жилплощадь Газимовой взломали входную дверь, заняли квартиру, а приехавшим членам семьи афганца даже не дали забрать личные вещи...
Новые собственники сами не рады, что связались со скандальным объектом. Начались суды... Все было так организовано, что жилье ушло на сторону без ведома тех, кто реально в нем жил. Со временем появилось и официальное судебное решение о выселении из квартир, которые офицерам-афганцам выделило государство!
Весьма показательна реакция властных структур. Замарать мундир в грязной истории не хотел никто. Главный судебный пристав Башкирии Зариф Байгускаров в направленном в "Труд" письме сообщил, что в его управлении действительно находятся два исполнительных документа по этой квартире: первый - о немедленном вселении Р. Газимовой, второй - о выселении Р. Шамсутдинова. А дальше самое интересное: "требования исполнительного документа о вселении были исполнены без вмешательства службы судебных приставов". Действительно, очевидцы рассказывали, что рядовой пристав лишь наблюдал за потасовкой между бойцами ЧОПа и защищающими свои квартиры афганцами, потом говорил: "Я к этому отношения не имею", - и уезжал восвояси. Вызванная к месту потасовки милиция смотрела документы, в которых сам черт ногу сломит, - и тоже от греха подальше...
Понятно, чоповцы работали по коммерческому договору, влезли в конфликт, в котором официальные лица не захотели мараться. Кто-то же должен был выполнить грязную работу... Один из финансовых директоров этой охранной структуры меня уверял: "Все было настолько в рамках законодательства, что не было даже силового захвата квартиры, просто по договору они пришли ставить новой хозяйке сигнализацию, а дверь, видимо, случайно оказалась открытой..." О том, что судебные приставы не смогли довести до конца дело о выселении Р. Шамсутдинова (он болел), мой собеседник, похоже, не знал.
Как мы уже сообщали, афганцы объявили голодовку. Под непосредственной угрозой выселения сегодня по-прежнему находятся 8 семей ветеранов. Многим из них - таким, как семье бывшего военного разведчика Константина Арефьева, у которого вся грудь в орденах, идти некуда. Офицер чудом выжил после 12 хирургических операций, а сегодня рискует оказаться на улице. Не факт, что Верховный суд РБ, который сейчас рассматривает вопрос о принадлежности спорных квартир, вынесет решение в пользу афганцев.
Более того, не прекращаются попытки повернуть ситуацию так, что в бедах офицеров окажутся виноваты они сами. Начался суд над Ильгизом Ишамчуриным, который со стороны афганцев курировал строительство этого дома. Офицера обвиняют в мошенничестве, он подозревается в умышленной передаче ветеранам квартир под видом государственной программы. Воины-интернационалисты с этим категорически не согласны.
Остается надеяться, что вмешательство прокурора республики позволит властям найти достойный выход из ситуации. Правоохранительные органы разберутся, каким образом ушли на сторону выделенные бойцам квартиры, и, будем надеяться, виновные будут наказаны. Но при этом не должны на улице остаться офицеры, которым за боевые заслуги государство выделило жилье.