Когда же наконец пробил ее час, выяснилось, что не хватает какой-то справки. Теперь стоит заново.
И это при том, что услуги "одного окна" не бесплатные. А те, кто не может платить, сейчас записываются в другую очередь - на прием в сентябре.
Согласно данным Федеральной регистрационной службы по Москве максимально переваримое чиновниками количество актов регистрации за год - 100 тысяч. При этом только в ушедшем 2005-м зарегистрировано около 300 тысяч обращений от москвичей, желающих приватизировать квартиру. По прогнозам, в наступившем году о своем желании стать владельцами "вспомнят" еще около полутора миллионов горожан. Да только успеют ли оформить бумаги? Почему же в законе столь жесткие сроки? Можно ли исправить ситуацию? Об этом мы беседуем с представителем Москвы в Совете Федерации Олегом ТОЛКАЧЕВЫМ.
- Олег Михайлович, в законе сказано, что получившие квартиру после 1 января 2005-го не имеют права ее приватизировать. Эта норма понятна и, кажется, не вызывает серьезных протестов. Но зачем же вводить ограничения для остальных, получивших жилье и 20, и 30 лет назад? Для чего был введен этот крайний срок - 1 января 2007-го, после которого приватизация жилья вообще прекращается?
- Это было сделано, чтобы прекратить криминальные сделки. Вы же сами о них часто писали. Когда, скажем, обманывают одиноких стариков или принуждают их разными способами подписать документы на приватизацию. А затем проводят с квартирой сделку, выкидывая жильцов на улицу. Случалось, люди просто исчезали... В этой сфере действует целая криминальная машина. Принимая Жилищный кодекс, законодатели искали компромисс: с одной стороны, продлишь приватизацию - предоставишь бандитам дополнительные возможности, с другой - сделаешь срок слишком кратким, и люди не успеют воспользоваться своим правом на приватизацию.
- Применительно к некоторым регионам страны можно сказать, что компромисс найден. Но Москвы это не касается. Слишком много здесь народу живет, и теперь уже очевидно - сотни тысяч не успеют воспользоваться своим правом.
- Очереди на регистрацию существовали и в 90-е годы, но тогда мы нашли возможность их "расшить". Регистрация была функцией совместного ведения государства и региона, и Москва имела возможность доплачивать чиновникам. Мы открывали больше "окон" для приемки документов, приглашали больше специалистов, готовых работать и по ночам, и в выходные. Скажу больше: в течение полутора месяцев подряд все "окна" работали круглосуточно. Таким образом к 2000 году Москве удалось ликвидировать очередь для подачи документов на приватизацию. И мы старались больше ее не накапливать. "Не загоняйте людей в бессмысленные, унизительные очереди!" - таким был девиз.
Потом все эти функции передали в ведение Федеральной регистрационной службы. Город потерял право доплачивать сотрудникам, их зарплата снизилась в разы. Квалифицированные специалисты ушли на другую работу, остальные стали работать "от сих до сих". Очередь снова выросла, а значит, появилась почва для взяток.
- Планирует ли государство сделать что-то, чтобы, как вы говорите, "расшить" очередь?
- Есть два возможных решения. Первое - оптимизировать работу "окон". Но это может занять слишком много времени. Поэтому реальным мне видится другой выход: продлить приватизацию. На этом настаивают депутаты Мосгордумы. Мне известно, что предложение поддерживают и многие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации.
- Но на сколько может быть продлен срок? Мосгордума предлагает до 2010 года, а каково мнение других законодателей?
- Вряд ли его продлят так существенно. Да и многие граждане расслабятся, решив, что впереди много времени. Думаю, крайний срок целесообразно отодвинуть на год-два. Вероятность такого решения, считаю, достаточно высока. Тем не менее советую москвичам не снижать активности. Определяйтесь: нужно ли вам становиться полноправными собственниками жилья? Если да - не медля собирайте все необходимые документы.