Выходит, зря сетуют селяне, что невозможно эффективно работать на земле? Не все так просто. Специалисты холдинга не скрывают тревоги - оказывается, вполне, казалось бы, успешное предприятие тоже не вполне уверено в завтрашнем дне.
- Слишком живучи представления о деревне как о "черной дыре", - отвечает генеральный директор холдинга Александр Орлов. - Либералы в правительстве по-прежнему считают, что закупать продукты питания надо там, где дешевле, - в США, Бразилии, Австралии. Эта политика ставит село в зависимость и от западного рынка, и от воли своих чиновников, определяющих ввозные квоты и пошлины. Хотя мы можем работать и кормить людей не хуже, чем западные конкуренты.
Создатели холдинга пришли в село из города. Но не по приказу партии, как было с 20-тысячниками прошлого века, а по собственной воле. Имея за плечами опыт крупного промышленного производства, они объединили и спасли от гибели полуразрушенные хозяйства, птицефабрики и комбикормовый завод. Сначала действовали элементарными методами - наведением учета, укреплением дисциплины, организацией труда. А настоящий прорыв совершили, когда получили на пять лет кредит Европейского банка реконструкции и развития, закупив новейшие технологии. Вопреки сомнениям скептиков, наши люди быстро научились работать в соответствии с жесткими требованиями западных стандартов. Со временем холдингу поверили отечественные банки, открыли кредитные линии.
А в итоге тысячи жителей окрестных сел обрели веру в будущее. Оно для них связано не с козой и огородом, а с современными технологиями. Средняя зарплата по холдингу достигла 8 тысяч рублей в месяц, а лучшие операторы птицефабрик и комплексов получают и по 20 тысяч рублей.
Само собой, про "черную дыру" никто давно не вспоминает. Кредиты "БЭЗРК-Белгранкорм" аккуратно возвращает, а доходы инвестирует в развитие. И такую политику проводят многие белгородские компании. Но это, считают аграрии, все еще не получило адекватной оценки государства. Правительство не имеет ни внятной финансовой политики в сфере АПК, ни конкретной программы поддержки села. А в итоге консервируется продовольственная зависимость страны от зарубежья.
Спросите, зачем такому предприятию, как "БЭЗРК-Белгранкорм", поддержка государства? Банки дают кредиты, есть возможность приобретать технику, продукция вполне конкурентоспособная...
- Мы - частица российского АПК, - говорит Александр Орлов. - Благополучие холдинга останется зыбким, пока не поднимутся партнеры - от перерабатывающей отрасли до сельхозмашиностроения. Наше общее спасение - в выходе на мировой уровень производительности и оплаты труда. А это невозможно без государственной поддержки, о чем свидетельствует опыт США и Евросоюза.
Пока меры, которые предпринимает власть, половинчатые. Так, несмотря на решения по квотированию импорта продовольствия, российский рынок заполнила явно "сверхлимитная курятина", из-за чего пострадали отечественные поставщики. За годы реформ аграрный сектор так и не дождался серьезных государственных субсидий. И это при том, что у правительства сейчас в Стабилизационном фонде скопилось свыше 500 миллиардов рублей. А поддержка села, заметим, хромает на обе ноги.
- Конечно, можно довольствоваться достигнутым, - говорит Орлов. - Но этот уровень достойную жизнь крестьянам не обеспечит. А ведь есть все шансы подняться! Село созрело для серьезных инвестиций. Правительству пора опереться на тех, кто даже в этих условиях работает эффективно, как в Белгородской области.
Такие пожелания сейчас звучат все настойчивее. Услышит ли их государство, исполнительная власть?