НЕ МОРОЗЬ МЕНЯ!

Более двух третей нашего населения (около 100 миллионов человек) проживают сейчас в условиях низких и сверхнизких температур от -10 до -50 градусов. В 13 субъектах РФ ситуация и вовсе критическая - теплоснабжения из-за аварий на теплотрассах лишены десятки населенных пунктов, сотни жилых домов, более 20 тысяч человек. Cиноптики между тем предупреждают: в центральные районы страны возвращаются лютые морозы. Возможна ли в таких условиях работа с полноценной отдачей? Как рабочий человек может защитить себя, если работодатель выставил его, беззащитного, на лютый мороз? На эти и другие вопросы отвечает главный технический инспектор, секретарь Федерации независимых профсоюзов России Виталий ТРУМЕЛЬ.

- Виталий Владимирович, что страшнее для человека - жара или мороз?
- Конечно, холод. У здоровых людей начинают сужаться сосуды, что может привести к острой сердечной недостаточности. Риск заболеть повышается на 45 процентов. У работников с хроническими заболеваниями легких, опорно-двигательного аппарата и другими такой риск резко возрастает.
- Так что же, россияне сейчас сплошь и рядом имеют право брать бюллетени, не выходить на работу?
- Ну, это вы слишком. До минус 40 градусов Трудовой кодекс разрешает работать на улице и без специальных средств защиты дыхания. При более низких температурах работникам должны выдать специальные пористые маски для лица и спецодежду. Вообще разрешается работать, когда на улице до 70 градусов ниже нуля. Но не более двух часов подряд...
- Но это же ледяной ад!
-В таких условиях трудятся наши полярники, пограничники, многие жители арктических регионов Крайнего Севера. Для каждой из четырех температурных зон страны - Арктики, Восточной Сибири, Западной Сибири и Центрального региона разработаны специальные защитные костюмы, головные уборы, обувь. Работник обязан получить их полностью. Если не выдают все это, то Трудовой кодекс разрешает письменно поставить руководство в известность об отсутствии специального обмундирования, кстати, и специального инструмента - и не работать.
- А если руководители все-таки заставляют работать на холоде с нарушением санитарно-эпидемиологических норм?
- Тогда статьей 27 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" предусматривается дисциплинарное наказание такого руководителя или штраф от 100 до 150 МРОТ, или даже привлечение к уголовной ответственности.
- Сейчас в критических ситуациях для ремонта теплотрасс на Валдае и в Карелии привлекают военных. Их Трудовой кодекс защищает?
- Нет, но надежно защищает воинский Устав. Уверен, у военных быстрей найдется нужная спецодежда и инструмент, чем у гражданских.
- Сейчас остались без тепла сотни административных и общественных зданий. В тысячах учреждений очень холодно. Если на улице можно работать при минус 70, то внутри помещений, получается, надо трудиться без ограничений?
- Это не так. Санитарная норма тепла для рабочих помещений - плюс 20 - 21,9 градуса. Снижение температуры на 1 градус укорачивает рабочий день на 1 час. Если в кабинете плюс 19, то вы трудитесь 7 часов, плюс 18 - 6 часов и так далее. При плюс 13 нельзя работать больше часа. При температуре плюс 12 вы имеете законное право не работать вообще. Это относится в основном к работникам категории 1А, то есть к чиновникам, учителям, медикам и другим. У работников тяжелых профессий, связанных с большим количеством энергозатрат, - строителей, ремонтников и так далее - другой расклад. При температуре плюс 6 градусов они работают 1 час, при 7 градусах - 2 часа... Если люди работают постоянно в условиях сверхнизких температур, то для них предусмотрено специальное дополнительное питание.
- При какой температуре отменяются занятия в школах?
- По санитарным нормам - ниже минус 30 градусов.
- Как же сельским детям идти до школы по нескольку километров в такую стужу?
- Это уже дело родителей, руководства школы и местной администрации - как одеть ребенка, чтобы он не замерз, и доставить его в класс.
-А как в стране обстоит дело с обеспечением работников специальной одеждой?
- Плохо. В промышленности надежную утепленную спецовку имеют лишь четверо из десяти. В сельском хозяйстве - трое. В частном бизнесе, как на малых предприятиях, так и на всяческих рынках и барахолках, - еще хуже. Из-за отсутствия надлежащих условий труда в частных фирмах до 12 тысяч человек ежегодно приобретают профзаболевания. 30 процентов болезней - из-за отсутствия теплой и прочной спецодежды. Но если она и есть, качество ее очень невысокое. Рассчитанная на полгода спецодежда изнашивается за месяц. Затраты на приобретение спецодежды в целом по стране на одного рабочего в год - всего 100 - 200 рублей, а в системе Минздрава, вот уж где нужна спецодежда, и вовсе 10 - 15 рублей. Так что лишний раз не погреешься.
- Были случаи, когда рабочие из-за отсутствия спецовок отказывались работать или судились со своими работодателями?
- Рабочие сейчас держатся за работу в любых условиях. А вот государственные инспектора по труду регулярно проверяют предприятия и нареканий высказывают предостаточно. В Тюменской области наши специалисты потребовали оштрафовать десятки руководителей предприятий за то, что их работники трудились без спецодежды, в грязных и рваных робах, без специальной обуви. Штрафы достигали 50 минимальных размеров оплаты труда (1 МРОТ у нас в системе штрафов сейчас - 300 рублей). Тысячи таких конфликтов были в прошлом году в Смоленской, Читинской, Свердловской областях, в Красноярском крае. Ситуация пока не улучшается. Но, повторяю, - каждый труженик по Трудовому кодексу имеет сегодня право на "самозащиту".
ОТ РЕДАКЦИИ
За прошлый год технические инспектора ФНПР 6 тысяч раз приостанавливали работу производств из-за нарушений санэпиднорм, в том числе и из-за низких температур в производственных помещениях. По этой же причине отказались разрешить эксплуатацию 400 с лишним объектов. Более 3 тысяч должностных лиц привлечены по их инициативе к административной ответственности, а 2 тысячи - к уголовной. Но ни в одном случае инициаторами нарушения прав тружеников, в том числе и при работе в условиях низких температур, не выступили сами работники предприятий и организаций. Казалось бы, на их стороне закон, поддержка специалистов технической инспекции профсоюзов, а воз нарушений становится все тяжелее. На экранах телевизоров по-прежнему мелькают архангельские и карельские слесари-сантехники в старых ватниках да летних брезентовых рукавицах, работающие на 40-градусном морозе с заиндевевшим железным оборудованием. Не пришла ли пора и им начать отстаивать свои права, свое достоинство? Иначе ведь любые, даже самые хорошие законы не начнут действовать, и страна по-прежнему будет на грани замерзания.