КОГДА-ТО ФИШЕР БИЛ ПОЛИЦЕЙСКИХ

Трудно обнаружить в ком-нибудь из немецких политиков столько физических и идеологических перемен, как в Йошке Фишере. Совсем недавно тучный, он превратился во вполне спортивного мужчину, увлекшегося на шестом десятке лет марафонским бегом. Берлинцы неоднократно приветствовали министра на столичных улицах, преодолевающего сверхдлинные дистанции.

Но куда более резкий кульбит произошел в идеологических убеждениях Фишера. Будучи в семидесятые годы борцом против государственной системы в ФРГ и противником Североатлантического пакта, он стал министром и вице-канцлером в этой системе и старательно поддерживал карательную операцию НАТО в Югославии.
Вот такие изломы в судьбе крупного политика, успевшего в своей жизни поработать таксистом, но не успевшего окончить школу, что, впрочем, не помешало лидеру партии "зеленых" овладеть несколькими языками и прослыть в парламенте одним из лучших ораторов.
Чуть больше двух лет занимает он кабинет министра иностранных дел, неуклонно поднимая свой общественный рейтинг, и вдруг неожиданный удар. Беттина Рель, дочь легендарной террористки и основательницы "красных бригад" Ульрике Майнхоф, собирая материалы для книги об этой организации, натолкнулась на нигде не опубликованные снимки, которые только что увидели свет в еженедельнике "Штерн".
На этих фотодокументах так называемая "группа зачистки" избивает во Франкфурте в апреле 1973 года одинокого полицейского. Даже когда он потерял шлем и упал на асфальт, лишившись всякой возможности защищаться, его продолжали бить ногами. Среди нападавших опознан нынешний министр иностранных дел Германии.
Беседуя с корреспондентом журнала, он сначала не подтвердил своей причастности практически к уголовному преступлению, но и не стал себя выгораживать. А спустя день признался в совершенном и принес запоздалые извинения. Фишер, не отрицая, что участвовал в различных демонстрациях, связанных с протестом против войны во Вьетнаме, антидемократических "чрезвычайных законов" в ФРГ, а также в захвате пустующих квартир, говорит: "Сначала нас били, мы защищались, отвечая тем же самым... В тот момент, когда вы бьете, начинает действовать механизм ощущения силы, провоцирующий прежде всего молодых людей... Мы бросали камни, но вооруженную борьбу я всегда отвергал".
Вполне возможно, что так и было, но "группы зачистки" из специально тренированных молодых парней создавались именно для сражений с полицией.
Время от времени политические соперники лидера "зеленых" выдвигали против него подобные обвинения, не имея, однако, документальных материалов. В 1998 году масла в огонь подлил бывший друг Фишера по франкфуртским временам Ханс-Иоахим Клейн, террорист из "революционных ячеек", ныне ожидающий суда за убийства по меньшей мере трех человек. Из его показаний следует, что молодой Йошка участвовал в "насильственных акциях".
Прежде чем примкнуть в 1974 году к "революционным ячейкам", Клейн выступал на митингах протеста и демонстрациях вместе с Фишером и Кон-Бендитом, ныне депутатом Европарламента, против НАТО и дрался с полицейскими. Затем он совершает несколько вооруженных нападений под руководством известнейшего террориста "Ильича", получает тяжелое ранение, снова идет на кровавые преступления, пока наконец после долгих и безуспешных поисков его не арестовывают в 1998 году во Франции.
Фишер выступит в середине января на процессе по делу бывшего товарища в качестве свидетеля. Как пройдет его встреча в определенной мере с собственной молодостью? Немецкие средства массовой информации с ажиотажным нетерпением ожидают появления министра иностранных дел в суде.
Законопослушному обывателю, разумеется. не по душе документальные фото, на которых вице-канцлер и главный дипломат страны избивает, хоть и много лет назад, рядового стража общественного порядка. Никто сейчас не поручится за то, что на следующих парламентских выборах эта история не скажется на судьбе Фишера, не причинит ущерба его партии. Политические противники, конечно, не намерены упускать подвернувшийся случай - а может быть, и не случай. Заместитель председателя оппозиционной фракции ХДС в бундестаге Вольфганг Босбах сразу после опубликования фотодокументов заявил, что "Фишер не годится в качестве представителя общества, свободного от насилия" и, следовательно, не достоин поста министра иностранных дел.