Почти каждый пятый взрослый житель России не сумел правильно расшифровать аббревиатуру СССР, сообщает ВЦИОМ. 8% опрошенных сделали это с ошибками, а 11% и вовсе не знают расшифровку. Наибольшие пробелы в знаниях у граждан от 18 до 24 лет. Такие результаты предлагают на суд публики социологи накануне 30-летия со дня распада Советского Союза.
Олег Шеин, депутат Астраханской облдумы
— Главная причина кроется в ЕГЭ. Если история одного ХХ века не укладывается в голове в реалиях госэкзамена, что и говорить про изучение древнего мира или средневековой Руси. Вторая причина: идет время, и меняются поколения. При этом не создается преемственности знаний, в том числе из-за отрицания советского опыта. Интересно, что у нас еще и мощная ностальгия по СССР. Но она довольно абстрактная. Здесь много иллюзий, хотя Советский Союз по праву можно назвать социальным государством.
Леонид Гозман, публицист, политик
— Однажды социологи опрашивали шестилетних ребят о том, кто такой Ленин. Дети сказали, что это герой, поэт и даже проспект. Но не великий вождь. И слава богу, что звучали такие ответы. Так и здесь: аббревиатуры в данном случае вторичны. Очень важно, чтобы люди помнили о преступлениях советской власти. Но систему образования ставят по стойке смирно. Не так давно Минпросвещения убрало День памяти жертв холокоста из школьной программы, также исчезли День прав человека и День политзаключенных.
Борис Кагарлицкий, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук
— Любое незнание — это плохо. Невежество в одном часто сопровождает и невежество в другом. Думаю, результаты опроса скорее свидетельствуют о кризисе в образовании, чем о забвении Советского Союза. Тем более ностальгия по нему растет — несмотря на прошедшие годы с его распада. Но какого рода эта ностальгия? Она напоминает то, как сегодняшние жители Центральной Европы восторгаются Австро-Венгрией. Никто всерьез не мечтает вернуть империю, но в кафе висят портреты Франца Иосифа. То же видят в СССР — некий «золотой век». Но глубоко ошибется тот, кто попробует использовать эти смешанные с воспоминаниями фантазии граждан ради политической мобилизации. Годы прошли, уже не сработает.
Дмитрий Воробьев, школьный учитель
— В первую очередь путаются ребята до 24 лет, и это неудивительно. Сейчас дети с 5-го по 9-й класс должны изучить период истории от Древнего Египта до конца XIX века. Хотя еще не так давно в 9-м классе преподавали ХХ век. Получается, история СССР остается за рамками основной школы. Те, кто решил уйти в колледж после 9-го класса, фактически лишены возможности более-менее подробно познакомиться с советским периодом. И еще напомню, что у школьников огромная нагрузка помимо истории. Сдающие экзамен по истории должны быть подкованы в том, что такое СССР или РСФСР. Все остальные действуют по принципу «вызубрил — сдал — забыл». А это уже проблема мотивации и подхода к получению знаний.
Виктор Ерофеев, писатель
— Плохо быть невеждой. Люди, и прежде всего молодые, не знают, как называлась страна, в которой жили их родители и деды. Мы вступили в эпоху глупости, и опрос ВЦИОМа — лишнее тому подтверждение. У нас сильно упал уровень образования, головы ребят повернуты в сторону гаджетов. Все ли скоро смогут написать свои имена без ошибок? Надо менять структуру образования и основные положения социальной жизни. Но этого не случится при нынешних властях. Так и половина граждан, глядишь, потихоньку деградирует.