По следам Андрея Первозванного

Чего мы не знаем про «апостола земли Русской»

Апостола Андрея Первозванного, день памяти которого православная церковь отмечает 13 декабря, на Руси почитали с древних времен. А при Петре I и вовсе «назначили» официальным защитником и покровителем России. В 1698 году был учрежден орден Андрея Первозванного, ставший высшей государственной наградой, а 11 декабря 1699-го — Андреевский флаг, знамя военного флота. И в свете этих регалий образ самого апостола-просветителя, первозванного ученика Христа, порой уходит в тень. А между тем о нем есть что рассказать.

«Спричала рыбачил апостол Андрей, / а Спаситель ходил по воде. / И Андрей доставал из воды пескарей, / а Спаситель — погибших людей...»

Немногие из тех, кто в середине 1980-х с упоением повторяли хит группы «Наутилус Помпилиус», знали о персонажах песни «Прогулки по воде» больше, чем сказано о них в тексте (кстати, далеком от евангельского сюжета). Но само упоминание о Спасителе и его ученике очаровывало — как послание из иного мира, малоизвестного поколениям атеистов. Для кого-то именно с этой песни начался «путь к храму» (как десятью годами раньше — со впервые изданного массовым тиражом романа «Мастер и Маргарита»). В серии «Литературные памятники» тогда уже вполне легально можно было прочесть жития святых — они выходили под названием «Византийские легенды», а то и Священное Писание («Библейские сказания»). Больше всего вопросов у неофитов возникало с апостолом Андреем Первозванным — неслучайно его иногда называют самым загадочным учеником Христа.

Во-первых, почему Первозванный? Ведь он был не один, а вместе с Симоном (будущим апостолом Петром), когда Господь, проходя мимо Генисаретского озера, позвал братьев-рыбаков последовать за ним, обещая сделать их «ловцами человеков»: как раз этот сюжет мы видим на мозаике VI века из раннехристианской базилики в Равенне, в Италии (на снимке). Но в том-то и дело, что это не первая их встреча со Спасителем. Первая произошла несколькими месяцами раньше далеко от Галилеи, на берегу реки Иордан, где тогда объявился новый пророк, который говорил о приходе Мессии и призывал покаяться и креститься.

К Иоанну Предтече стекались сотни людей, желавших услышать живое слово, не похожее на сухие умствования фарисеев в Иерусалимском храме. Среди них был и Андрей. Вместе с еще одним рыбаком из Галилеи, Иоанном (будущим любимым учеником Христа) они преодолели неблизкий путь до Иудеи и стали свидетелями крещения Иисуса, о котором Предтеча сказал: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». Андрей с Иоанном поспешили за Иисусом, спрашивая: «Равви, где живешь?» «Пойдите и увидите» — этот ответ Христа считают самым первым его призванием учеников. И вот тут-то, проведя весь день в беседах с Учителем и уверовав, Андрей, не дожидаясь спутника, бросается домой, к брату с радостной вестью: «Мы нашли Мессию!» И приводит того ко Христу, по сути, начав апостольское служение задолго до того, как стал апостолом. Первым — потому и Первозванный.

После этого, кстати, братья опять вернулись домой, к своим занятиям — их время еще не пришло. Зато когда Господь призвал их во второй раз, в Галилее, не раздумывали ни мгновения: они уже знали, Кто их зовет...

Часто спрашивают: раз апостол Андрей первый, почему он так редко упоминается в Священном Писании? Ну вообще-то первоверховным, то есть главным апостолом является не он, а Петр («ты — Петр, „камень“, и на камне сем Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»). Но действительно, в Евангелии кроме описанных сюжетов Андрей еще действует лишь дважды. Причем оба раза не просит Господа о чем-то для себя: у него не было вопросов и сомнений, с которыми часто обращались ученики к Иисусу, не интересовало и кто будет сидеть по левую или по правую руку от Христа в Царстве Небесном. Нет, апостол ходатайствовал за других: за язычников-эллинов, просивших привести их к Учителю, за толпу голодных в истории о мальчике с двумя рыбками и пятью хлебами. Что при этом подумают о нем самом, Андрея не волновало: как заметил Иоанн Богослов, «огонь живой веры сжигал в нем все лишнее — самолюбие, ревность, страх, воспламеняя сердца вокруг».

Неудивительно, что, когда апостолы вышли на проповедь, на долю святого Андрея выпал едва ли не самый трудный жребий. Его маршруты мы видим на карте, составленной по материалам, которые собрал монах из Константинополя Епифаний (IX век). Здесь же, на фото, и портрет Андрея с фрески в церкви Санта Мария Антик-ва в Риме (706 год) — просто чтоб увидеть, каким он был в то время. Его дополняет описание в «Житии» у Епифания: «высокий, слегка сутулый, сильный, стремительный, с орлиным носом и густыми, развевающимися на ветру волосами».

Фото из открытых источников

Помимо греческих Фессалии и Ахайи и Пропонтиды (побережье Мраморного моря) Андрей проповедовал во Фракии (Юго-Восточная Европа), Вифинии (Причерноморье, с Крымом, Кавказом и Закавказьем) и в землях скифов (предков славян) и саков (тюркских кочевых народов). Время от времени маршрут приходилось менять, когда Господь, с которым Андрей всегда был «на связи», давал срочное задание: например, спасти из темницы в «городе людоедов» Синопе (нынешняя Турция) апостола Матфия. Часто Андрея и самого бросали в тюрьму, но он и там брался за свое: стражники становились христианами, их приходилось менять каждые два-три дня. Однажды, побитого камнями, его выбросили из города — но на следующий день апостол как ни в чем не бывало снова вышел на проповедь. И преследователи, видя это, превращались в последователей. «Вишенкой на торте» стало основание епископской кафедры в маленьком городке Византий: через три века это будет Константинополь, центр восточного христианства.

Не обойтись и без традиционного вопроса: а был ли Андрей Первозванный в наших краях? В XVI веке, при Иване Грозном, этот вопрос считался решенным. По крайней мере, когда в 1580 году в Москву приехал проповедник Антоний Пассивина, чтобы склонить царя принять католичество, — дескать, вот и Византия признала верховенство Рима (речь о Флорентийской унии), Грозный ответил: «Греки для нас не Евангелие. Мы получили веру при начале христианства, когда Андрей, брат апостола Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим, — тогда же, как и вы в Италии, и содержим ее ненарушимо». В подтверждение официальной версии составили «Великие Четьи-Минеи» (сборник русских летописей), куда вошла и подредактированная «Повесть временных лет»: в первом ее варианте утверждалось ровно обратно («Телом апостоли не суть зде были»). А в иллюстрированной Радзивилловской летописи (XV век) уже есть и миниатюра, на которой апостол Андрей с учениками устанавливает крест, предсказывая грядущее величие Киева: «На этих горах воссияет благодать Божия, и будет великий город, и воздвигнет Бог много Церквей».

Существуют и другие русские летописи, прослеживающие путь апостола Андрея до Новгорода и даже до Валаама. Святой парится в новгородской баньке, разрушает языческие капища на острове: Ни доказать, ни опровергнуть эти предания невозможно, поэтому договорились им верить. Тем более они очень в характере неукротимого апостола. Как, впрочем, и в нашем...

А это последняя проповедь Андрея Первозванного (на фото вверху). Гонения на христиан, учиненные Нероном, застали апостола в Греции, в городе Патры. Тамошнего правителя, которого святой Андрей успел уже превратить в христианина, выгнали, а на его место назначили нового. Он приказал схватить апостола и не пригвоздить, а привязать его тело к кресту, чтобы продлить мучения. В итоге крестную проповедь, которая не прекращалась два дня, услышали все жители Патр, больше двух тысяч из них обратились в христианство. Люди хотели освободить святого Андрея, но тот просил этого не делать: я же иду к своему Отцу...

Фото из открытых источников

Принято считать, что крест, на котором страдал и умер апостол, имел особую форму, его так и называют — Андреевский: как на фото вверху справа, на картине Бартоломе Эстебана Мурильо (XVII век). На самом деле подобный готический крест появился в иконографии не раньше XII века во Франции, и в древних «Деяниях» не раз указывалось, что крест Андрея был обычной формы (на фото вверху слева — миниатюра XI века из Минология Василия III в Ватикане). Но Петр I, разрабатывая высшие регалии империи и желая увековечить в них имя святого покровителя России, использовал, конечно, более поздний вариант креста — Андреевский. На снимках внизу — Андреевский флаг и орден святого апостола Андрея Первозванного: тот, что утвердил Петр I, и восстановленный в 1998 году. Первыми кавалерами восстановленного ордена стали Дмитрий Лихачев, Михаил Калашников и Нурсултан Назарбаев. Александр Солженицын от него отказался («...от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу»).

Фото из открытых источников

В 2021 году орден, чей девиз «За веру и верность», был вручен пока только патриарху Кириллу...