В 2009 году глава республики Уго Чавес предложил Москве создать базу ВВС на острове Арчила. Но тогда эти планы не сбылись
Два стратегических ракетоносца Ту-160, тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» и дальнемагистральный самолет «Ил-76» совершили вечером понедельника, 10 декабря успешный перелет из России в Венесуэлу.
Самолеты вышли из воздушного пространства России над Баренцевым морем, прошли над нейтральными водами Норвежского моря, несколько часов летели над Атлантическим океаном, а затем над Карибским морем. Посадку российские «стратеги» совершили в международном аэропорту Майкетия – единственном аэродроме Венесуэлы, который имеет достаточно длинную и прочную взлетно-посадочную полосу, чтобы выпускать российских «Белых лебедей» с полной загрузкой топливом.
Комментируя перелет, пресс-служба министерства обороны РФ сообщила, что летчики преодолели более 10 тысяч километров. «На отдельных этапах маршрута самолеты Ту-160 сопровождали истребители F-16 ВВС Норвегии», – цитирует представителей военного ведомства ТАСС (https://tass.ru/armiya-i-opk/5895287).
В Майкетии авиасоединение ожидала торжественная встреча. Принимать российских «стратегов» прибыли министр обороны Венесуэлы, генерал Владимир Падрино Лопес, и представители посольства Российской Федерации.
Военные эксперты отметили, что каждый из Ту-160 способен нести до 12 крылатых ракет с ядерными боеголовками. Благодаря этому самолетам этого типа нет необходимости заходить в зону действия противовоздушной обороны противника: они могут нанести сокрушительный удар с очень большой дистанции.
Это уже не первый визит российских стратегических бомбардировщиков в латиноамериканскую республику. Аналогичные перелеты российские «Лебеди» совершали в 2008 и в 2013 годах. Более того: в 2009 году президент республики Уго Чавес предложил Москве создать базу ВВС на острове Арчила. Об этом журналистам сообщал начальник штаба Дальней авиации, генерал-майор Анатолий Жихарев.
«После реконструкции аэродрома можно будет и не задействовать для взлета с максимальным весом международный аэродром Майкетия. К сожалению, в Венесуэле больше нет аэродромов с таким покрытием и с такой длиной полосы. Чтобы лететь в Россию, нам надо взлетать с максимальным весом, а это может позволить только полоса в международном аэропорту», – рассказывал высокопоставленный военный «Интерфаксу» (источник: https://www.interfax.ru/russia/68329).
Жихарев отмечал, что венесуэльская конституция запрещает правительству подписывать соглашения о создании постоянных военных баз на территории страны. Однако Чавес собирался обойти это ограничение за счет того, что российские самолеты не находились бы на базе постоянно, а пользовались бы ею по мере надобности.
Объем работ по реконструкции базы предстоял совсем небольшой. «Длина взлетно-посадочной полосы 3200 м, осталось нарастить 300 метров. Из них стоянка 200 м, и в принципе 100 м чистой земли надо превратить в бетон», – рассказывал тогда Жихарев.
Также у России имелись возможности разместить свои самолеты на Кубе: там имеется четыре аэродрома, способных принимать российские стратегические бомбардировщики. Однако в 2009 году, до начала войны в Сирии и на Украине, до потока санкций и угроз – Москва была не готова идти на конфликт с Вашингтоном. В нынешних же условиях не исключено, что план команданте Чавеса все-таки будет воплощен в жизнь.
Каракас тем более может пойти на соглашение с Москвой, поскольку в последние годы Венесуэла испытывает тяжелейшие финансовые и экономические трудности. Четыре года низких цен на нефть, в сочетании с ошибками экономического планирования, масштабными социальными проектами и всепроникающей коррупцией буквально разорвали экономику республики в клочья. Население уже не первый год живет в условиях тотального дефицита; в стране бушует гиперинфляция и процветает черный рынок.
В этих условиях правительство Николаса Мадуро решило пойти по стопам Уго Чавеса и обратилось за помощью к Москве. 6 декабря стало известно, что президенты двух стран договорились о том, что Россия окажет республике финансовую помощь в стабилизации ситуации. Также РФ намерена отправить 600 тысяч тонн российского зерна и оказать техническую помощь в поддержании в боеспособном состоянии венесуэльской боевой техники.