Главная Культура Афиша 00:14 10 Декабря 2016 11134
Марк Захаров и его опричники

«Ленком» представил постановку по романам Владимира Сорокина

Любовь Лебедина

Премьера в театре «Ленком» «День опричника» в постановке Марка Захарова многих из зрителей заставила перечитать романы Владимира Сорокина «День опричника» и «Теллурия», по которым создан спектакль. Уж очень откровенно высказался режиссер по поводу вертикали власти и демократии в табуированном обществе.

Эти темы всегда интересовали Захарова: вспомните хотя бы давнишний спектакль по пьесе Григория Горина «Шут Балакирев». Вот и на этот раз историческая мистерия с использованием комиксов, с одной стороны, смешит, а с другой — заставляет задуматься о равнодушии народа, терпящего от власти неправедные дела и позволяющего ставить памятники тиранам.

Вы скажете: от истории нельзя открещиваться. Правильно, но вопрос в интонации. Вот Захаров и предлагает свою интонацию, наглядно представив, к какому финалу может привести, скажем, идущая сейчас героизация Ивана Грозного, вдохновителя опричнины. А вдруг таковая в самом деле возродится? В программке к спектаклю так и сказано: «Действие происходит через 100 лет после премьеры»... Нет, Марк Захаров не пугает нас катаклизмами (мы люди к ним привычные), он скорее развлекает, но сквозь смех пробиваются слезы.

Злая, эпатажная сатира Сорокина заполняет каждую клеточку театральной фантасмагории, заставляет артистов вникать в психологию монстров, доводить гротеск до абсурда. Государь в исполнении Дмитрия Певцова с его безумно горящими глазами напоминает Дракулу, сосущего кровь из верных сатрапов и испытывающего наслаждение от унижения давно покорившихся. Попробуй укажи на нелепые законы — тут же подстроит смертельную аварию. А главный страх для диктатора — инакомыслие. При малейшем намеке на него государя начинает трясти, безобидный пасквиль приводит в ярость. Пока организуется поиск прокравшегося в страну «диссидента», для успокоения нервов специальной ручкой заводится бутафорский глобус (какой же кабинет без него!) и звучит вальс Штрауса...

Да, вот вам и галантный европейский жест. Как-никак остатки культуры еще сохранились в стране, отделенной железным занавесом от иноземных мерзостей, и жители так и норовят, не прибегая к мату, пересыпать свою речь странными словечками типа «пердечный» вместо «сердечный». Местами эта какофония напоминает шутки Comedy Club, но режиссерские метафоры все-таки покруче, поточнее.

Во главе шайки опричников поставлен могучий Батя в латах — отец родной «псам порядка». Сергею Степанченко не понадобилось надевать маску коварного злодея, его хитрость в другом: под видом санкционированного добра вершить суд над бесправными, отнимать детей у матерей и передавать их государству для воспитания «манкуртов». Но тут возникает непредвиденный конфликт, поворачивающий действие в новую сторону — любовную. Между потерявшей ребенка вдовой Куницыной в лирическом исполнении Александры Захаровой и Комягой (почти Конягой, поскольку тот выступает в роли коренного опричника) образуется сговор «несогласных», перерастающий в высокое чувство. Человек-конь в мощном исполнении Виктора Ракова с первых минут спектакля выделяется среди косноязычных опричников не только статью. Есть в нем непонятно как сохранившееся достоинство, трезвый взгляд на дела в стране. Спасая молодую вдову и ее ребенка от расправы, он может спасти свободную душу...

Марк Захаров не обнадеживает нас счастливым финалом и заканчивает спектакль стремительным бегом трех заговорщиков — Комяги, его адъютанта Федьки в исполнении Антона Шагина и вдовы Куницыной, умоляющей Богородицу простить им и всем прочим людям грехи вольные и невольные. Видимо, и Марк Захаров рассчитывает на покаяние, но этого, боюсь, придется ждать долго.

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 4095
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?