Главная Культура 00:07 10 Декабря 2013 2016
Москва в очередной раз приоткрыла свои тайны

В Москве снова нашли клад. А сколько их еще в столице...

Виктория Пешкова

Московская археология? Непосвященному может показаться, что здесь, в суете мегаполиса, никаких тайн уже не осталось. Какая ошибка! Культурный слой великого города неисчерпаем, доказательства чему поступают едва ли не ежедневно. Взять хоть такой эпизод.

Краснокирпичный дом в самом конце Столового переулка вроде бы совсем не примечателен, а между тем место, на котором он стоит, хранит память почти пяти столетий. С конца XV века тут жил кто-то из дворцовой челяди, приписанной к царским кухням (отсюда название переулка). Когда челядинцы вслед за царским двором перебрались в Петербург, здесь поставил дом священник местной церкви. Потом возвели свои палаты Голицыны. А когда княжеское семейство переселилось чуть подальше — в более престижный Гранатный переулок, здание сначала перестроили под фурманный двор, дававший приют фурманам — «дальнобойщикам» XVIII века и их тяжелым повозкам для больших грузов, а впоследствии расширили под полицейский участок и пожарную часть. Так что название «Арбатский частный дом», под которым до сих пор числится это строение, произведено в данном случае вовсе не от слова «частник».

В послереволюционные годы был снесен дворовый корпус, искажен реконструкцией восточный флигель, утрачен первоначальный декор. В 2000-х здание получило статус вновь выявленного объекта культурного наследия, и его нынешний владелец, разместивший здесь свой офис, явил пример редкой уважительности к предписаниями Мосгорнаследия. Для начала снесли незаконно построенную предыдущим владельцем мансарду. Теперь, перед восстановлением остальных частей здания, провели археологические раскопки. И нашли немало интересного.

«Участок раскопок хоть и невелик — порядка 160 кв. м, но на его изучение потребуется несколько месяцев, — рассказывает заместитель гендиректора ООО «Археологические изыскания в строительстве» Владимир Беркович. — На зиму консервировать объект мы не будем: установим навес, организуем отопление и продолжим работу. Мы уже раскопали фундаменты западного крыла дома, утраченного в 1920-е, а также частично фундаменты строений, существовавших здесь прежде — мастерской, конюшен, кузни. Находки наши в отдельности, может, и не так сенсационны: оклады икон, остатки печных изразцов, домашняя утварь, кузнецовский и гарднеровский фарфор и фаянс, монеты, самой старой из которых пока является деньга 1729 года. Но в комплексе все эти осколки ушедшей жизни помогают понять, какой она была на самом деле, без литературных прикрас и псевдонаучных фантазий».

Археолог поскромничал: помимо «рабочих» находок в грунте его группа обнаружила настоящий клад. Правда, без золота и бриллиантов, зато детективная история налицо. Это столовые приборы, причем все вещи носят следы пожара. Скорее всего, бравые огнеборцы собрали их на каком-то пепелище и, приняв за серебро, решили переплавить для продажи. А на поверку все оказалось посеребренной латунью и медью (весьма популярный во второй половине XIX века «фраж»). Так вещи и остались лежать в укромном закутке. Сумка, в которую они были уложены, истлела... В общем, чем не сюжет для Гиляровского?

Впрочем, в подобных сюжетах есть место не столько для романтики, сколько для суровой прозы. Главный археолог Москвы Леонид Кондрашов, стоя на краю раскопа, увлеченно говорил о том, как «важно, чтобы ученые описали все найденное, а москвичи потом смогли увидеть это в музейных соб-раниях». Но сбудется ли это? Ведь только выявленных учеными точек с богатым археологическим наследием, которые нуждаются в первоочередной разработке, сейчас в городе не меньше 40 — об этом «Труду» сообщили в Мосгорнаследии. А сколько еще невыявленных! Причем все, что находят археологи на территории столицы (в том числе Новой Москвы), по существующему положению переходит в ведение Музея Москвы. А в его фондах и без того уже находится более миллиона(!) единиц хранения. Ученым — раздолье, а вот посетители могут увидеть только верхушку верхушки этого айсберга.

«Ситуация с музеями (не только с нашим) такова, что для обозрения может быть выставлено не больше 5% собрания, — говорит директор музейного объединения «Музей Москвы» Алина Сапрыкина. — Остальное лежит в фондах и рискует никогда не увидеть блеска выставочных витрин. Есть идея открыть часть фондов для посетителей. Но для нас сейчас в принципе экспозиционная деятельность поставлена под вопрос. Музей Москвы расположен в грандиозном памятнике архитектуры — Провиантских складах первой трети XIX века. Переехали мы в него без приспособления помещений к нашим нуждам. Сейчас идет архитектурное обследование сооружений и инженерных коммуникаций. Здания, долгое время находившиеся в ведении автобазы Генштаба, сильно изношены».

Жаль! Вокруг ломаются копья по поводу школьного учебника истории — но ведь она, история, не только через учебники входит в нашу жизнь. И как тут не вспомнить о выставке все в том же Музее Москвы, посвященной старым усадьбам Новой Москвы (см. статью в «Труде» «На графских развалинах» от 15.11.2013). Ни одной из них, кроме уже действующих как музеи Остафьево и Щапово, музейное будущее не светит — у московского правительства средств на это нет.

Впрочем, это еще вопрос: нет собственно средств или нет желания их перераспределить так, чтобы культурное наследие превращалось не в рестораны и дома приемов, а в музеи родного города?

И где же их открывать, как не в усадьбах известных москвичей — промышленников Бергов, кондитеров Абрикосовых, булочников Филипповых, о которых москвичи современные знают до обидного мало, если знают вообще! Если такие малые музеи будут разбросаны по городу, у его жителей и гостей станет гораздо больше возможностей приобщиться к свидетельствам истории. Соответственно — больше шансов полюбить свой город, а не только ругать за пробки, грязь, отсутствие зелени и загазованность атмосферы. Цепочка эта не так наивна, как может показаться на первый взгляд, если вспомнить, сколько крошечных музеев существует в той самой Европе, которую мы так проклинаем и которой так завидуем.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9471
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?