ПЕРЕУЧИВАЕМ НЕДОУЧЕК

Сегодня в России 3200 вузов, но лишь немногие способны формировать профессиональную элиту. При

Сегодня в России 3200 вузов, но лишь немногие способны формировать профессиональную элиту. При этом стремление к получению высшего образования приобрело повальный характер. Общее число принимаемых в вузы в 2003 году превысило число выпускников школ на 200 тысяч человек. Конечно, нет ничего зазорного в желании повысить свой образовательный уровень, считает Андрей Фурсенко, но часто молодых людей "ждет псевдообучение в псевдовузах". Чтобы повысить качество высшего образования, министр предлагает создать общегосударственную сеть базовых вузов, которая станет "жестким каркасом", удерживающим высокий уровень высшего образования.
Начальное профессиональное образование утратило связи с производством, а рынку труда позарез нужны токари, сварщики, слесари 5-6-го разрядов.
Приоритетами были также названы доступность качественного общего образования, необходимость дошкольной подготовки детей, не посещавших детские сады, переход к профильному обучению в старших классах, двухуровневая подготовка специалистов по принципу "бакалавр - магистр", формирование общенациональной системы оценки качества обучения, переход на подушевое нормативное финансирование - когда бюджетные деньги следуют за учеником, студентом.
Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор Московского государственного университета:
- В Законе об образовании, принятом в 1992 году, за последнее время накопилось большое количество взаимоисключающих поправок, он раздулся до крайности. Нужно как можно скорее приступить к разработке кодекса об образовании, привлекая широкую общественность - ректоров, школьных учителей. Площадкой для этой работы может стать Государственная Дума, а главным координатором - Министерство образования и науки. В законодательном закреплении нуждаются и двухуровневое образование, и государственные образовательные стандарты, и различные льготы при поступлении в вузы.
Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Высшей школы экономики:
- Обсуждение путей развития образования без финансового подкрепления - вещь малопродуктивная. У нас уже есть три важных документа: закон об образовании, национальная доктрина образования, концепция модернизации образования. А ученый и педагог по-прежнему работают на энтузиазме, при грошовой зарплате. Нужно определенно сказать: что все эти изменения конкретно принесут преподавателям?