В Саратовской области 10 альтернативщиков работают на предприятиях Спецстроя России, один - слесарем в доме-интернате для престарелых и инвалидов, еще один - дворником в противотуберкулезном диспансере.
В Спецстрое среди первых альтернативщиков оказались парни со всей страны: со Ставрополья, Кубани, Урала, из Центральной России и Сибири.
- Распорядок работы у них тот же, что и у вольнонаемных: восьмичасовой рабочий день, а дальше сам себе хозяин, - рассказывает начальник управления Спецстроя по территории N 5 генерал-лейтенант Виктор Якимкин, - руководители предприятий довольны, ребята верующие - не пьют, не курят, работают старательно. - Мы тоже идем навстречу: питаться на АГС положено за свой счет, а на наших предприятиях рабочих кормят обедом, вновь прибывшим выдаем аванс - подъемные.
В общежитие управления, где живут альтернативщики, мы поехали с сотрудниками областного департамента Федеральной службы занятости населения. Именно эта структура занимается новым для нашей страны делом - организацией альтернативной гражданской службы.
Живут ребята в комнатах по три человека, обстановка немудреная, но все необходимое есть - кровати, шкаф, стол, холодильник. Еду готовят себе здесь же в общежитии на общей кухне. А вот выглядит комната необычно: никаких картинок с полураздетыми красотками, главный предмет - Библия на столе.
Николай Кобзев в Саратове всего несколько недель, приехал из Минвод, ему 26 лет, из альтернативщиков он самый старший. Работает сварщиком на автотранспортном предприятии. Еще в 90-е годы Кобзев написал заявление в призывную комиссию, что хочет воспользоваться правом, предоставленным Конституцией, проходить альтернативную гражданскую службу. Через суд добился отсрочки призыва до принятия закона о прохождении АГС. Потом несколько лет ждал, когда примут такой закон, еще год, и Николай призыву уже бы не подлежал.
Краснодарец Сергей Стукалов, ему 19 лет, призвался на АГС весной, уже отработал полгода электриком на заводе ЖБК, заработок у парня от 2900 до 6000 рублей в месяц.
- Этих денег мне вполне хватает, чтобы прожить, - рассказывает Сергей. Говорит, что ждет не дождется первого отпуска, чтобы съездить домой, вроде бы его обещали отпустить в январе. Проезд в отпуск альтернативщикам, кстати, должно оплачивать предприятие, где они работают.
Впрочем, не все довольны.
- Восемь человек, из тех, кто к нам прибыл, отказались работать и уехали, - рассказал начальник отдела кадров управления полковник Сергей Менский. - Довод у всех один: мол, у вас воинская часть, а нам в военкомате обещали, что предприятие будет гражданское. Все отказавшиеся работать принадлежат к одной и той же конфессии "Свидетели Иеговы".
Остальные ребята, среди которых есть и адвентисты, и баптисты, и пятидесятники, и просто пацифисты, смотрят на ситуацию иначе.
- Военного в нашей службе только то, что командир - полковник, - говорит Коля Кобзев, - я считаю, раз сейчас появилась возможность послужить Отечеству, не поступаясь своей верой, значит, наша страна постепенно становится более цивилизованной.
Кстати, Николай сейчас продолжает учиться заочно, он заканчивает институт в Махачкале. Приехавшие со мной сотрудники областного департамента службы занятости Лариса Абсулова и Игорь Синьков подтвердили Кобзеву, что как только он получит высшее образование, срок АГС по закону будет ему сокращен до 18 месяцев.
В каких условиях живут и работают ребята, какие у них возникают проблемы, как складывается служба - за всем этим осуществляют надзор представители областного департамента Федеральной службы занятости.
- Готовиться к исполнению закона о АГС мы начали еще полтора года назад, - рассказывает руководитель департамента Федеральной службы занятости населения по Саратовской области Александр Катков, - выясняли, какие предприятия примут ребят, какие вакансии можем им предложить. Сотрудники центров занятости теперь включены в состав призывных комиссий. Наладили мы контакты и с общественными региональными организациями, входящими в коалицию "За демократическую, альтернативную гражданскую службу".
- Александр Петрович, поскольку уже было несколько инцидентов: молодые люди, призванные на АГС, требовали, чтобы им изменили место прохождения службы, объясните, кто определяет предприятие, на котором предстоит работать альтернативщику?
- В законе сказано, что проходить АГС граждане должны "как правило, за пределами территорий субъектов Федерации, где они проживают", а при определении места работы учитываются образование и специальность гражданина, но также и потребность организаций в трудовых ресурсах. Наш департамент готовит базу данных по имеющимся в области вакансиям и кандидатурам призывников, однако решение о конкретном месте работы принимают Федеральная служба занятости и военный комиссариат.
Что касается инцидентов, о которых вы упомянули, - в каждом таком случае у руководителей предприятия, на котором отказались работать призванные на АГС, есть все основания обратиться в правоохранительные органы, в прокуратуру. Так они и делают, но пока ни по одному случаю не вынесено решения. Дело в том, что окончательно не урегулирован вопрос об ответственности за оставление места альтернативной службы. Сейчас Государственная Дума как раз рассматривает поправки в Уголовный кодекс, по ним за подобное правонарушение предусмотрено жесткое наказание вплоть до лишения свободы.
Пока рабочих мест для альтернативщиков во много раз больше, чем самих призывников. В Саратовской области 12 учреждений и организаций готовы принять альтернативщиков хоть завтра: это дома-интернаты для престарелых и детей сирот, больницы, бюро судебно-медицинской экспертизы, театры и даже детская библиотека. В основном в этих организациях солдат АГС ждут должности санитаров, уборщиков, не требующие квалификации и, разумеется, с низкой зарплатой где-то в пределах от 600 до 1200 рублей. Обычных работников на такие условия найти затруднительно. Однако из всех организаций лишь предприятия Спецстроя сейчас в состоянии обеспечить альтернативщиков жильем.
А еще сотрудники службы занятости советуют молодым людям, которые собираются проходить альтернативную гражданскую службу, заранее освоить какую-либо профессию. Такому человеку постараются подобрать работу по специальности и соответственно с более высокой зарплатой.