"ЧЕРНАЯ АКУЛА" ПРОЛЕТЕЛА МИМО ТУРЦИИ

Настоящим прорывом в области военно-технического сотрудничества с Индией стал визит министра обороны России Сергея Иванова в Дели, объем военных контрактов достиг 5 миллиардов долларов. На этом фоне вторая часть зарубежного турне главы военного ведомства в Турцию выглядит более чем скромно.

В Анкаре удалось подписать лишь несколько второстепенных соглашений о взаимной охране интеллектуальной собственности и защите секретной информации, связанных с "оборонкой" двух стран. Дальше дело почти не продвинулось, несмотря на заверения обеих сторон в готовности к более тесному сотрудничеству на ниве вооружений. Глава российского военного ведомства упирал на то, что главным при принятии решений о поставках должен быть критерий "цена - качество". Турецкий коллега Сергея Иванова ответил любезностью, заявив, что членство его страны в НАТО не является препятствием для развития обоюдовыгодного военно-технического сотрудничества.
Оба министра прежде всего имели в виду неутешительные итоги тендера на поставку Турции 145 боевых вертолетов Ка-50-2. Этот двухместный вариант российского боевого вертолета Ка-50 "Черная акула" был разработан строго под те тактико-технические параметры, которые определило министерство национальной обороны Турции. Более того, российский вариант, как отмечают эксперты, во многом превосходит своего ближайшего конкурента - американский ударный вертолет AH-1z "Кинг-кобра". Он гораздо маневреннее, обладает большей скоростью и дальностью полета, идеально подходит для действий в горах, огневой поддержки спецподразделений. И тем не менее тендер выиграли американцы. Понятно, что без политического давления не обошлось. Лишнее тому подтверждение - фирма-производитель AH-1z не смогла даже выполнить ряд дополнительных условий. Поэтому итоги тендера практически аннулированы, и он будет проводиться повторно, где Россия вновь "попытает счастья".
Есть у нашей стороны и другие предложения. Например, по модернизации бронетранспортеров БТР-80 и десантных вертолетов Ми-17-1В, которые стоят на вооружении турецкой армии. Или по разработке перспективной бронетехники, строительству оружейного завода. Переговоры на этот счет ведутся уже несколько лет.
Впрочем, складывается впечатление, что проблемы военно-технического сотрудничества на переговорах двух министров отошли на второй план. Главное, что беспокоит Москву в отношениях с Турцией, - это действия на ее территории влиятельных сил, открыто поддерживающих чеченских боевиков. Россия давно уже требует в отношении них более жестких мер. "Либо выдай, либо суди - вот как следует относиться к тем лицам, которые находятся в международном розыске", - заявил в Анкаре Сергей Иванов. В ответ Москва готова рассмотреть вопрос о признании Рабочей партии Курдистана, действующей на северо-востоке Турции, террористической организацией.
Нынешние отношения России и Турции в целом положительно оценивают 73 процента респондентов. В их числе 42 процента считают эти отношения нормальными, 20 процентов - хорошими, а 11 процентов - дружескими. Таков результат исследования ВЦИОМа среди россиян.