СНЕГ ВСЕГДА НЕ ВОВРЕМЯ

Мы уже привыкли к тому, что снегопад становится стихийным бедствием для мегаполиса. Более или менее обычная по зимним меркам погода способна чуть ли не парализовать город. Автомобилисты, стоя в пробках, и падающие на тротуарах пешеходы ласковым словом вспоминают коммунальные службы. А руководители служб и соответствующие представители городской власти говорят о полной готовности к зимним дорожным неурядицам. Так почему же эта готовность зачастую лишь декларируется? (Ситуация, характерная для большинства городов.)

За комментарием мы обратились к начальнику дирекции по уборке, содержанию и эксплуатации дорог Гильдии предприятий коммунального хозяйства Екатерине ПАХОМОВОЙ:
- О первом в этом году снегопаде синоптики предупреждали за несколько дней. Единственное, в чем прогноз не оправдался, так это в количестве осадков: обещали 5-6 миллиметров, а выпало почти в три раза больше. Толщина снежного покрова достигала 20 сантиметров. Для коммунальных служб и рядовых горожан подобные ошибки обходятся дорого. Ведь для того чтобы рассчитать, сколько требуется техники, какой должна быть концентрация реагентов, необходимо температуру и уровень осадков знать относительно точно.
Свежий прогноз погоды поступает в распоряжение муниципальных служб каждые три часа. В столице установлено три локатора, функционирует постоянно расширяющаяся наблюдательная сеть. К ней подключены московский, тверской, калужский, смоленский, валдайский и нижегородский локаторы. Но высокой точности прогноза добиться не удается. Виновата как природа, которая особенно непредсказуема в черте мегаполиса, так и недостаточная оснащенность метеослужб.
На подготовку и заправку техники у коммунальщиков не так много времени. На морозе реагент может храниться не более суток. Поэтому заранее отгружать хлориды со складов нельзя. А если прогноз опоздал - опоздали коммунальщики. Но даже когда баки заправлены, не факт, что содержимое быстро попадет на дорожное полотно. Коммунальщики, как и трехмиллионная армия автомобилистов, нередко часами сидят в пробках.
Разбрызганные хлориды превращают белый снежок в маслянистый густой кисель. В отличие от запрещенной к применению соли они не плавят снег, а просто смешиваются с ним и не дают образовываться наледи. Поверхность становится менее скользкой, чем лед, но тоже доставляет немало неудобств. Поэтому не позже, чем через три часа, образовавшуюся массу необходимо убрать с дороги и повторить обработку дорожного полотна. Только вот в перегруженной транспортом Москве не всегда можно вымести улицы в срок. Тверская или Новый Арбат не останавливаются даже ночью, а припаркованные на обочине автомобили мешают технике счищать снег. Приходится вручную разгребать образовавшиеся завалы.
С солью было проще: рассыпал - и все. К гораздо более сложной технологии обработки дорог жидкими хлоридами город оказался не вполне готов. Капризные реагенты требуют точности прогнозов, слаженности в работе коммунальщиков и - чтобы простые водители не парковались по краям дорог. Возможно, со временем так и будет. Тогда экологически чистые (как утверждают) хлориды продемонстрируют свою эффективность во всей красе. Но уже после первых снегопадов стало ясно: произойдет это не нынешней зимой.
Между тем расходы на уборку растут. Зимний сезон теперь обходится Москве в 7 миллиардов рублей. Один день снегоуборочных работ - примерно в 42 миллиона рублей. В период обильных снегопадов количество уборочной техники в городе достигает 8,5 тысячи единиц. Москву "метут" 19 тысяч человек. Месяц назад дорожно-эксплуатационные службы перешли на режим круглосуточной работы.
Как сообщили "Труду" в Росгидрометцентре, "на первую половину зимы сильных снегопадов не запланировано". В декабре выпадет всего 56 миллиметров осадков. Ну а за возможные ошибки в этом благостном прогнозе будут расплачиваться водители и пешеходы...