Когда иранцы распробовали голландский сыр и датское масло, они подрядили российских автомобилистов для доставки лакомств. Собственно, предприятие "Совтрансавто-Брянск" и появилось 30 лет назад именно потому, что за Каспием вырос спрос на европейские продукты. Около 200 брянских автопоездов день и ночь везли товар с Запада на Восток.
Но несколько лет назад иранцы поняли, что могут и сами сесть за руль. Они купили грузовые "Мерседесы", "Вольво", "Ивеко" и по-черепашьи, обычно не более 50 километров в час, отправились азербайджанскими, российскими дорогами в дальний путь. У них получилось. Иначе и быть не могло, потому как успех сложился из немыслимо дешевого иранского горючего и бесплатного проезда по российским просторам. Естественно, доходы наших перевозчиков упали, а вскоре вся система международных перевозок начала разрушаться. По сути, брянские перевозчики, имеющие сейчас 300 автопоездов, остались единственными, кто пока еще держится.
Меж тем потеря этого сектора экономики дорого обходится. Сегодня российский импорт транспортных услуг оценивается в полмиллиарда долларов. При этом белорусские, польские, болгарские, румынские и другие грузовики можно увидеть на наших трассах куда чаще, чем российские. Немудрено, если наше государство гораздо лояльнее к иностранцам, чем они к нашим соотечественникам. По словам президента Российской ассоциации международных автоперевозчиков Юрия Сухина, проверки, проведенные в Нижнем Новгороде и Татарии, показали, что каждый четвертый дальнобойщик из других стран вообще не имел разрешения на въезд в Россию: "За рубежом против нарушителей моментально принимают самые крутые меры - вплоть до конфискации подвижного состава и штрафа в несколько тысяч долларов. У нас же инспектор может только взять в виде штрафа максимум 30 долларов".
Однако этим благодеяния в отношении иноземцев не ограничиваются. Заместитель генерального директора "Совтрансавто-Брянск" Владимир Левчук показал сведения об официальных дорожных поборах, которые взимают в Европе с наших дальнобойщиков. Бандитские нападения в Польше и Белоруссии - песня отдельная. Платить наших заставляют уже в Белоруссии: 25 евро за "автобан", 18 - терминал, 15 - страховка, до 45 - ветеринарные услуги. Поляки потребуют 40 евро, немцы за каждый день пребывания в своей стране - 8. Еще дороже обходятся дороги во Франции, где за пересечение страны на тягаче с прицепом приходится отдавать 250 - 300 евро. Всего за год наши транспортники за поездки по Европе платят 12 млн. долларов.
В Иран брянские дальнобойщики нынче не ходят и о тамошних сборах представления не имеют. Но факт, что сами иранцы бесплатно чадят своими дизелями в России и бьют ее дороги. Почему бы и не бить, если, по сведениям Юрия Сухина, положение не смогло изменить даже правительственное постановление, обязывающее брать дорожные сборы с тех государств, которые взимают их с нас.
Со своих перевозчиков за пользование дорогами наше государство получает 11 миллионов долларов. Эта сумма - только часть форы, которая дается их конкурентам. В 60 миллионов долларов оцениваются убытки от простоев на пограничных переходах, еще 70 миллионов - потери из-за нешуточной войны с польской стороной, которая создала россиянам проблемы с вывозом топлива, но желает бесконтрольно работать на нашем транспортном рынке. Таможенные пошлины, навязывание "услуг" сопровождения грузов, которые практикуются на некоторых пограничных переходах (ставка около двух тысяч долларов), налоги, неурядицы с НДС - все это так сильно бьет по российским перевозчикам, что доходный вроде бы промысел превратился в бессмысленный. Генеральный директор "Совтрансавто-Брянск" Иван Трифанцов утверждает, что его предприятие платит казне в 8 раз больше, чем немецкие коллеги.
Иностранные перевозчики, опирающиеся на плечи своих государств, отвоевали уже более четверти российского рынка. Каждый день они беспрепятственно колесят по нашим дорогам - не таким уж гладким, но зато бесплатным. Убытки, видимо, должны оплачивать аборигены, то есть российские граждане.