Лучшего времени для показа церемонии вручения премии «ТЭФИ-KIDS» за лучшие телепроекты для детей и юношества НТВ не нашел
В прошлом номере «Труд» писал, что в федеральном эфире столько негатива, что даже полные оптимизма спецпроекты, приуроченные ко Дню народного единства, не в состоянии переключить зрителя на позитив. Иногда, правда, все же встречаются передачи, о которых думаешь: «Побольше бы таких. Глядишь, и жить стало бы веселее». Но после вдумчивого просмотра понимаешь, что и к ним возникают вопросы.
В понедельник, 6 ноября, несмотря на выходной, на нашем ТВ все шло как обычно. Срывались все и всяческие маски. «Первый» разоблачал американских кинематографистов — в программе «Баня, водка, гармонь, Голливуд» речь шла о том, как в заокеанских блокбастерах очерняется светлый облик нашего Отечества. И действительно, если вникнуть в детали, то легко обнаружить, что Россия и русские выглядят в глазах тамошних режиссеров не слишком привлекательно. Отношения между нашими странами на протяжении десятилетий менялись, но на штатовских фильмах это никак не сказывалось. Хотя по московским улицам медведи с балалайками не ходили, на них всегда была зима и сумеречный свет. Интерьеры оказывались утыканными бюстами Ленина, красными звездами и серпами с молотом, а все люди, неразговорчивые и мрачные, поголовно глушили водку и ходили в шапках-ушанках военного образца.
В качестве доказательства зрителям представили кусочки из «РЭД», «Красной жары», «Рокки», «Рэмбо» и других боевиков, что с наслаждением крутят российские каналы. Прокомментировали увиденное два депутата ГД, шесть актеров, два кинокритика, режиссер, политолог и космонавт.
Вообще-то на эту тему уже тысячу раз говорено-переговорено. Зачем же понадобилось отвлекать уважаемых людей? Игорь Жижикин, снимавшийся в «Индиане Джонсе», как-то спросил у Спилберга, почему он не хочет заставить американских актеров, играющих его, Игоря, соотечественников, грамотно говорить по-русски? На что мэтр ответил, мол, зрительский рынок в России слишком маленький, ему там не заработать столько, сколько он потратит на педагогов по языку. Ничего личного, только бизнес. Но экспертов «Бани, водки...» такое объяснение не устроило. Нет, уверены они, дело не в деньгах, а в установке Госдепа всячески пренебрегать Россией и унижать ее.
Интересно, а на американском ТВ наше кино о них разоблачают? «Братьев» Балабанова на целый цикл передач хватило бы. Там и «ниггеры» неполиткорректно упоминаются, и бандитов полно, как местных, так и заезжих, и миллионеры — наглые ворюги, и вообще «Америке скоро кирдык»! Впору бы им поинтересоваться, чей заказ выполнял знаковый русский режиссер XXI века...
«Россия» решила пройтись по недавнему доброму соседу. И доходчиво объяснила в программе с красноречивым названием «Призрак великой Финляндии. Преступление без наказания», что зря мы думали, будто обозначенная страна — тихая и мирная, где живет лауреат Госпремии РФ Вилле Хаапасало, где наши богатеи любят покупать недвижимость, а единственная угроза, исходящая от нее, — это горячие парни, приезжающие в Питер побухать. Стоит лишь копнуть в прошлое, обнаружится такое!
Оказывается, в 1941-м Государственная служба информации «соседа» выпустила книгу «Жизненное пространство Финляндии». И там было написано, что после победы нацистской Германии на карте Европы появится «Великая Финляндия», куда будут включены Восточная Карелия, Кольский полуостров, часть Ленинградской и Псковской областей. Основную цель оккупационной политики финны видели в создании «чистого» в этническом отношении государства... И мы с ними столько лет дружили? Тьфу, даже думать противно.
Светлым пятном на этом фоне оказалась трансляция церемонии вручения телевизионной премии «ТЭФИ-KIDS» за лучшие проекты для детей и юношества. В этой передаче сошлось много позитива. Она получилась яркой и по-настоящему праздничной. Во-первых, потому что на сцене помимо ведущих Нонны Гришаевой и Александра Олешко было много веселых заводных детей, а на заднике шли симпатичные кадры из мультиков. Приятно было узнать, что в стране работает немало специализированных каналов для юной аудитории. Что по качеству контента некоторые региональные вещатели ничуть не уступают столичным. И что дети это реально смотрят, а не сидят целыми днями в TikTok.
Вот некоторые из тех, кто получил награды. В номинации «Лучшая музыка» победителем стала песня, на которой выросло не одно поколение, — «Спят усталые игрушки» композитора Аркадия Островского из «Спокушек». Тину Канделаки наградили за проект «Умнее всех» в категории «Ведущий программы для детей». «Трех котов» назвали лучшим анимационным проектом, а лучшим полнометражным фильмом для детей — «Чебурашку».
На этой приятной ноте и остановиться бы. Да не получается. Возникают вопросы, упомянутые в начале. Скажем, понятно, почему церемонию показал НТВ. Канал — информационный спонсор «ТЭФИ-KIDS», ему положено. Но почему он сделал это в 00.45? На какую аудиторию рассчитывал? Уж точно не на самую заинтересованную, болеющую за свои любимые фильмы и передачи. Ей положено в такое время давно спать. И почему, наконец, «ТЭФИ-KIDS», а не «ТЭФИ-ДЕТИ»? Конкурс-то не международный, а мы в последнее время активно боремся с англицизмами.
И это, увы, еще не все вопросы...