
Такое путешествие во времени и пространстве мне посчастливилось совершить благодаря нашим друзьям и коллегам из МИД Китая и пресс-отдела посольства КНР в Москве. Они организовали интереснейшую поездку во «вторую столицу» Китая накануне открытия первого Китайского импортного ЭКСПО — грандиозной выставки товаров и услуг.
В ЭКСПО приняли участие свыше 3,5 тысячи фирм со всего мира, 80 тысяч китайских компаний-импортеров, и им было где разместиться. Современнейший национальный выставочный центр в Шанхае площадью 1,5 млн кв. метров поражает масштабами и футуристическим видом.
Что уж говорить о самом городе, шагнувшем в далекое будущее. Одно из фото сделано с не самого высокого этажа небоскреба Шанхайской медиакорпорации. Дух захватывает не только от вида Шанхая, но и от масштабов его экономики. Шанхайская медиакорпорация, провинциальное, в общем-то, объединение СМИ, оценивается в 5 млрд юаней (50 млрд рублей) и имеет ежегодную прибыль 300 млн юаней (3 млрд рублей). Самое интересное, что основной профит приносят так называемые новые медиа: интернет-газеты и журналы, мобильные приложения и тому подобные новомодные штучки. Только аудитория пользовательских приложений насчитывает 10 млн человек.
А в целом корпорация работает для почти половины жителей этого гигантского мегаполиса с населением 25 млн.
Шанхай — целая страна с ежегодным ВВП в 3 трлн юаней (30 млрд рублей, примерно вдвое больше ВВП Москвы). Причем за годы реформ валовой продукт китайского мегаполиса вырос в 190 раз (!), в то время как ВВП Москвы сократился. Расходная часть бюджета «второй столицы» Китая — 664 млрд юаней (6,6 трлн рублей — в три раза больше бюджета Москвы).
Как рассказали российским журналистам в мэрии Шанхая, город сочетает в себе пять центров: экономический, финансовый, торговый, культурный, инновационный, туристический. Причем доля промышленности в ВВП — 28%, инноваций — 16,4%, а сельского хозяйства — всего 1%.
Любопытно, что эта китайская махина располагается на площади всего 6,3 тысячи километров. Поэтому город стремится ввысь. Для удобства жителей в городе выстроено ультрасовременное и самое протяженное (660 км) в мире метро. Шанхайская подземка перевозит ежедневно свыше 7 млн пассажиров (3-е место в мире после Токио и Пекина). А шанхайский аэропорт обслуживает ежегодно 100 млн пассажиров (1-е место в Китае и 5-е место в мире).
Если турист попадает на знаменитую шанхайскую набережную, выстроенную еще английскими колонизаторами, он видит сияющую светодиодами шикарную старинную улицу и буквально ощущает запах огромных денег. Именно здесь расположен, наверное, самый дорогой квартал в Китае со зданием Шанхайской биржи. А на другой стороне реки — футуристический квартал, появившийся здесь за последнее двадцатилетие. Он олицетворяет мощь и обращенность в будущее этого фантастического мегаполиса.
Воистину Шанхай — город контрастов...