Екатерина Гусева: «Предназначение женщины — рожать!»

Екатерина Гусева — «Труду-7»

«Бесконечно сомневаюсь в себе»

— Юрий Башмет сказал, что для него послушать свой диск — практически подписать себе приговор как музыканту. А вы, когда смотрите фильмы и записи спектаклей с участием Екатерины Гусевой, какие чувства испытываете?

— Я бесконечно сомневающийся в себе человек. Мой телефон забит диктофонными записями. И я все время в кармане его включаю, чтобы потом послушать, как я на репетиции спела. Без конца идет самоконтроль. Я даже не могу свои фильмы смотреть без работы над ошибками.

— Большинство актрис играют без угрызений совести по поводу того, что их персонаж делает. А вам, я знаю, каждый раз стыдно после спектакля «В пространстве Теннеси У» в Театре Моссовета...

— В роли, какой бы отвратительной и гадкой я ни была, я транслирую людям: «Вот так делать нельзя. Посмотрите, насколько это мерзко. Не совершайте подобного». Но есть постановки, которые задают вопрос, на который нет ответа. Мы играем спектакль «В пространстве Теннеси У» уже пять лет. И все эти пять лет я не понимаю, правильно Стелла поступила по отношению к своей сестре Бланш или нет. С одной стороны, ну как Стелле жить с мужем, если ее родная сестра, которую она приютила, с этим мужем была близка? Она принимает решение отправить Бланш в дурдом. Практически уничтожает ее своими руками. Бланш заламывают руки, завязывают на ней смирительную рубашку: Как теперь Стелле в своем милом гнездышке с ребеночком и мужем счастливо жить, зная, что она сделала, и как ее родная сестра существует? Каждый раз я выхожу на поклон к зрителю в совершенно удрученном состоянии, будто бы это я эту подлость совершила.

— Мне вообще было странно увидеть вас в такой неоднозначной роли. Обычно Гусева — такая светлая эфемерная героиня.

— Да, у меня есть такие неоднозначные роли, и я их просто обожаю. Интересно играть на сопротивлении. Чем дальше я от себя уйду, тем мне любопытнее. В этом и есть моя работа, а не эксплуатация природных данных. Всегда борюсь за такой материал. Я благодарна режиссерам, которые мне доверяют подобные роли. Им, как правило, все говорят: «Ты будешь с ней долго возиться. Зачем ты берешь лирическую героиню для того, чтобы ее „сломать“?. У тебя ведь есть артистка N».

«Занималась вокалом дважды в день»

— Катя, сегодня вас представляют так: актриса театра и кино, певица Екатерина Гусева. Но ведь у вас нет музыкального образования, насколько я знаю.

— Сегодня я уже не представляю без пения свою жизнь. Я так счастлива, что когда-то меня взяли в мюзикл «Норд-Ост» — меня, драматическую актрису, дилетанта в музыке, не знающего даже нотной грамоты. Мне так хотелось играть Катю Татаринову, я шла за ролью! Несмотря на то что все крутили пальцем у виска, создатели мюзикла Иващенко и Васильев поверили в меня. И я их подвести не могла. Тогда, 10 лет назад, уперлась рогом, занималась вокалом два раза в день — утром и вечером. И сделала это! Так что свое музыкальное образование я получила в мюзикле «Норд-Ост». И с тех самых пор пою. Не так давно спела с Владимиром Спиваковым «Я танцевать хочу». В известном телепроекте на Первом канале «Призрак оперы» объявляла оперные арии и исполнителей, скрипя зубами.

— Почему?

— Потому что мне самой хотелось петь, петь, петь! (Смеется.)

— Кстати, а почему вы перестали вести это популярное телешоу?

— Не совпали графики съемок — программы и мой. Занятость не позволила мне дальше принимать участие в шоу. Продержалась всего несколько выпусков. Дело в том, что собрать в один съемочный день в студии Филиппа Киркорова, Валерию, Гвердцители, Билана практически невозможно. Народные артисты отменяли свои сольные концерты и гастроли, чтобы спеть на «Первом»! График съемок постоянно «плясал». А я — человек зависимый. Не могу отменить съемки в кино или спектакль. Позвонить и сказать Станиславу Сергеевичу Говорухину: «Давайте все перенесем?» Это немыслимо, невозможно! Или заявить Вите Сухорукову, с которым мы играем в Театре Моссовета в спектакле «Царство отца и сына»: «Ты сегодня царя Федора без царицы играй». В общем, в телешоу я просто не вписалась из-за своего графика, хотя вести эту программу было безумно интересно. Но я все-таки драматическая актриса, и основная моя сцена — Академический театр имени Моссовета. Театр — любимое мое дело. Не работа, а любимая отдушина, если можно так сказать.

«Хочется исповедоваться перед зрителем»

— Ваш партнер по спектаклю Виктор Сухоруков говорит, что так и не решился сделать моноспектакль — боится не удержать внимание зрителя в течение долгого времени. Но Москва сейчас пестрит афишами: сольный концерт Екатерины Гусевой. Скажите, не страшно оказаться один на один с публикой?

— Какое-то время назад Дом музыки предложил мне сделать творческий вечер. Я, конечно, рассмеялась: когда исполнится лет 80 или 90, тогда и буду устраивать творческие вечера! Пока все главные роли и горизонты еще впереди. Наверное, я бы никогда не решилась на сольную концертную деятельность — по многим причинам. Но я всегда существую на сцене в образе. Нет ни одной роли, где бы Екатерина Гусева существовала в рамках «я в предлагаемых обстоятельствах».

— По-моему, вы скромничаете. Мало кто из молодых актрис может похвастаться такой фильмографией, как у вас, такими спектаклями и мюзиклами.

— Да, было немало сделано. Но рассказывать об этом еще рано — нужно заниматься творчеством, а не говорить о нем! Но все же отказаться от такого предложения тоже не могла. Все-таки Дом музыки, большой концерт, два отделения: Это же фантастика! И я схитрила. На афише мы написали: «Музыкальный творческий вечер». На экранах транслировались кадры из моих фильмов, мультфильмов, которые я озвучивала.

— Например, голосом Гусевой говорит Эсмеральда в «Нотр-Дам де Пари».

— Да. Я получала записки из зала, отвечала на вопросы. Со мной была замечательная пианистка Татьяна Солнышкина, с которой мы работаем вместе еще с Щукинского училища, потом был мюзикл «Норд-Ост», Театр Моссовета, где Татьяна — концертмейстер. Это был удивительный вечер, получилось очень интересное общение со зрителем. Тогда я поймала одно очень важное для меня ощущение. Вдруг на сцену вышла Екатерина Гусева — не в образе, не в роли. А я.

Такое общение с публикой бывает только тогда, когда артисты выходят на поклон и им дарят цветы. Но это мгновения… А так хочется подольше поговорить со зрителем по душам! Поэтому следующим этапом после Дома музыки станет полноценный вокальный концерт в Дворце на Яузе. Концерт называется «От романса до мюзикла. Только лучшее». У нас такая профессия замечательная! Чтобы излить душу, не нужно искать жилетку — подружку или телефонного собеседника. У артиста есть возможность это сделать в общении со зрителем. Посредством песен на концерте я могу рассказать о себе, о своей жизни, о своей судьбе, о своем счастье, о своей беде, о своих радостях, раскрою именно свою личную природу. Это своего рода исповедь… На концерте 18 ноября буду петь романсы, песни, которые исполняла в кино и из моего сольного альбома, песни из моего детства. Впрочем, не буду раскрывать все секреты. Скажу только, что со мной будет джазовое трио — первоклассные музыканты Сергей Хутас, Роман Дмитриев и Давид Ткебучава. Петь просто под гитару мне стало неинтересно.

— Почему?

— Мне тесно. Хочется полета. Я ведь избалована: пела с оркестрами и в знаменитых мюзиклах. Очень благодарна Сергею Ивановичу Скрипке — не раз пела с его коллективом. Не так давно был вечер памяти Валентины Толкуновой в храме Христа Спасителя, в Зале церковных соборов — мне посчастливилось исполнить романс «Вы вспомните меня». Играл оркестр Селантьева, у рояля — сам Евгений Павлович Крылатов! Пение с музыкантами дает ни с чем несравнимое ощущение волшебства. Из этих звуков рождается гармония, и ты — частичка в этом многообразии звуков. Удивительное чувство. Вспоминается концерт в Светлановском зале Дома музыки, посвященный юбилею Эндрю Ллойда Уэббера. Полный состав оркестра «Новой России» с Башметом во главе был на сцене в тот вечер! Я пела арию из своего любимого мюзикла «Призрак оперы».

«Дети - то, чем я живу»

— Я посмотрела график ваших спектаклей и репетиций. Как такое возможно выдержать?

— Только одно меня спасает — мне это нравится. Так нравится! (Смеется.) Вот и все объяснение. Наверное, иначе все это невозможно было бы выдержать. И плюс, конечно, мой максимализм — хочется сделать все на сто процентов, чтобы одно не было в ущерб другому.

— А зачем с такой занятостью вы еще согласились на участие в новом мюзикле? Артист в такой постановке — практически «раб на галерах», у него ежедневные выходы на сцену...

— Почему согласилась? Во-первых, мюзикл — мой любимый жанр. В нем можно объять необъятное. Во-вторых, сюжет спектакля не мог оставить меня равнодушной. Я — мама двоих детей: годовалой девочки и 12-летнего мальчика. Детская тема настолько мне близка, понятна, она для меня родная. Дети - то, чем я живу, для чего живу. Сейчас я растворена в Анечке и Леше. Поэтому просто не могла пройти мимо материала, где рассказывается о детях. По поводу «раба на галерах»… Вы правы, мюзикл забирает тебя полностью. Актер мюзикла каждодневного показа не может нигде в принципе состояться просто из-за отсутствия времени. Но в «Звуках музыки» Гусева — приглашенная актриса. Я уже не в труппе, как в «Красавице и Чудовище». На сцену буду выходить несколько раз в месяц. Сейчас идет титанический труд, сложнейшая работа по подготовке роли.

«Я сделала то, для чего рождена»

— Катя, я вот вас слушаю, и складывается впечатление, что у Гусевой ничего, кроме творчества, нет. Но ведь вы уже много лет замужем за бизнесменом Владимиром Абашкиным, у вас двое детей… Они не обвиняют вас в том, что жены и мамы не бывает дома?

— Дело в том, что я не так часто и не так подробно говорю о своей семье, о своем доме, о своих отношениях с мужем. Поэтому складывается впечатление, что в жизни Гусевой — крен в сторону профессии. Это не так, я вас уверяю. Я нахожу время и возможность себя реализовать и как женщина, и как жена, и как мама.

— Вашей дочке Анечке — год, сыну Алеше — 12. Есть какая-то разница в ощущениях материнства тогда и сейчас?

— У меня есть ощущение, что все как в первый раз. Как будто все заново, с белого листа. Заново открываешь этот мир материнства.

— Что-то изменилось в вас после рождения дочки?

— Во мне появилась самодостаточность. Это такое опасное слово на самом деле. Когда есть стремление быть лучше, это путь к самосовершенствованию. А как только ты самодостаточность ощутил, так можно и с лестницы вниз кубарем покатиться. Нельзя заниматься самолюбованием.

— Учитывая склонность к самобичеванию, вам это не грозит, по-моему.

— Надеюсь! После рождения Анечки я перестала вести себя так, чтобы всем нравиться, быть для всех людей хорошей. Сейчас мне кажется: я что-то такое в жизни важное сделала, для чего рождена. Все роли, проекты, спектакли, фильмы — все это лишь приложение! На самом деле это преходящее, наносное, допфункции. А предназначение женщины — рожать здоровых и красивых детей! Сын и дочка придают мне столько сил, они подарили мне внутренний покой и ощущение полноценного существования. С появлением детей из жизни уходит суета, появляется целостность. Но важно не только выполнить свое природное предназначение — это как раз самое простое. Сложно оставаться мамой. Потому что для этого нужны моральные силы, даже трудолюбие. Сегодня я совершенно растворена в детях и забываю вообще о себе: Материнство привнесло кое-что и в мою актерскую профессию. Это очень тяжело — забыть о себе на сцене. Мы все время думаем, как мы выглядим, как мы говорим, как мы сейчас стоим, как мы улыбаемся. Раствориться в партнере очень сложно. А благодаря детям я научилась это делать...

Наше досье

Екатерина Гусева родилась в 1976 году в Москве. Заслуженная артистка России. Окончила Высшее театральное училище имени Щукина. Актриса Театра имени Моссовета. Участвовала в проекте Первого канала «Звезды на льду» вместе с фигуристом Романом Костомаровым. Сыграла в к/ф «Змеиный источник», «Бригада», «Жаркий лед», «Прогулка по Парижу», «Жемчужина у моря» и других.