Юрий Шевчук: «И это называется, что в стране свобода слова?»

Рок-музыкант отметит последний День милиции по-своему

Сегодня Юрий Шевчук даст в клубе Arena Moscow концерт «Последний день милиции». В интервью «Труду» лидер «ДДТ» рассказал о том, почему он решил отметить профессиональный праздник сотрудников МВД таким образом.

— На смену милиции скоро придет полиция. Как вы отметите последний День милиции?

— На концерте мы будем журить коррупционных ментов. Отправим им после концерта копилки по почте. А честным милиционерам будем вручать фото Владимира Высоцкого в роли Глеба Жеглова с автографом Станислава Говорухина. Часть гонорара передадим семьям офицеров, погибших во время исполнения служебного долга.

— Судя по заявленной программе, вам захотелось быть ироничным. Как вообще относитесь к иронии?

— Ирония, я считаю, убивает пафос. Без иронии ничего настоящего, правдивого, талантливого быть не может. Ведь пафос — это всегда некая стагнация, всегда фальшивая нота в творчестве. Но есть серьезные и святые вещи, над которыми иронизировать и смеяться грешно. Не считаю, что образ Божьей матери в черной икре, — это смешно. Поэтому ирония зависит от моих морально-этических норм. Поверьте, далеко не все я осмеиваю.

— О своем коллеге Вячеславе Бутусове вы однажды сказали: «Я люблю Славу как нежную и ранимую личность». Это была ирония?

— Славу Бутусова я, безусловно, люблю как «нежную, ранимую личность», и в этом, признаюсь, есть добрая ирония. Но и у Славы по отношению ко мне есть много ироничного, и он это не скрывает. А у Гребенщикова тоже своя ко мне ирония, а у меня к нему — своя. Мы же рок-музыканты. Что мы, должны молиться друг на друга? Кстати, все рок-музыканты — люди правильной сексуальной ориентации, уж поверьте. Поэтому излишняя нежность среди мужчин может вызвать слишком много вопросов. Если я еще раз повторю, что люблю Славу как музыканта, как человека с нежной, тонкой душой, то мне потом придется отвечать на дополнительные вопросы.

— Бутусов объяснил мне в интервью, что не выходит на площади с протестами, потому что в настоящее время занят искоренением собственных пороков. Следуя этой логике, можно предположить, что Юрий Шевчук поборол в себе все недостатки?

— Все свои пороки, конечно, я еще не истребил. Хотя уже относительно давно бросил пить. И теперь вообще ни грамма спиртного. Как я уже сказал, жизнь человеческая происходит в динамике, как и борьба с самим собой, своими недостатками. Я живу в динамике, каждый день по-разному. Есть такие моменты моего бытия, когда я просто пишу в деревне песни, философствую в меру своих слабых умственных сил. А есть времена активного действия, битв, гражданских акций.

Я — гражданин своей страны и имею право говорить о том, что у меня болит. А сидеть в джакузи, занимаясь самосовершенствованием, — это замечательно, но... Есть люди, которые занимаются своим развитием, считая, что если они спасутся молитвами, очищением, то спасутся и их близкие. Но с другой стороны, когда в доме пожар, то нужно действовать, вырывая из огня родных и близких. Моя точка зрения на сегодняшнюю ситуацию: в доме пожар, нельзя бездействовать.

Вот жестоко избили вашего коллегу, журналиста Олега Кашина, и надо принимать меры, чтобы этого не повторилось. Ведь это прямое насилие, зло, преступление.

— Как вы оцениваете реакцию российского общества на факт избиения Олега Кашина?

— На мой взгляд, в стране очень непростая ситуация. Вернулась, как в застойные брежневские времена, жаркая кухонная полемика. Многие ребята сидят за чаем или за бутылочкой, и в процессе их кухонных бесед назревают революции сознания. И я задаюсь вопросом: «А почему этой полемики нет на радио, ТВ, в газетах?» Ответ лежит на поверхности: вертикаль власти лишает нас свободы слова. В результате возникают агрессия, чудовищные действия со стороны невежественных людей, которые для своей борьбы выбирают биту. Вы не задавались вопросом, почему сегодня бита — главный инструмент у многих? Я прочитал, что биты — самый расхожий товар в спортивных магазинах, их покупают в десять раз больше, чем мячи. Все понимают, что страна зашла в тупик. И есть два выхода из тупика — кровавый или человеческий.

— Ваш гастрольный тур завершится концертом в Париже. Что для вас этот город — «праздник, который всегда с тобой» или столица гражданских свобод, взятия Бастилии?

— Что я выбираю — Бастилию или кафешантан? Как ни странно, и то и другое во мне сходится. Парижане умеют вкусно поесть, а потом — на баррикады. В Париже каждый человек — немного взявший Бастилию. Как мне сказал один француз, «мы, парижане, крайняя сволочь: если на нас наехали, то сразу берем Бастилию, а потом пьем божоле».

— Вам грустно выступать с концертом в последний День милиции?

— Конечно, грустно, ведь на следующий год милиции больше не будет. Но самое главное сегодня — не мои чувства по этому поводу. Гораздо важнее обеспечить журналистам безопасность. За последние годы убиты 19 журналистов — куда это годится? И это называется, что в стране свобода слова?

Чем запомнились концерты ко дню милиции

1971

10 ноября в Колонном зале Дома союзов впервые состоялся концерт ко Дню милиции. Это была идея министра внутренних дел Николая Щелокова.

 

 

1975

На концерте состоялась премьера песни «День Победы» в исполнении Льва Лещенко. До этого песня была в черном списке.

 

 

1982

Единственный раз в истории концерт в честь Дня милиции был отменен из-за смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

 

 

2009

Милиционерам не понравился победитель конкурса «Евровидение» Дима Билан, который был вычеркнут из списка участников концерта.