ВАЗ разлетится

В Тольятти будут развивать авиастроение, а от «АвтоВАЗа» отпочкуются две компании для трудоустройства до 15 тысяч сотрудников. В «АвтоВАЗ Перспектива» и «Реформингцентр» смогут перейти сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста и люди, решившие пройти переобучение и вернуться на завод

Сегодня специальная комиссия при правительстве России должна представить план по выводу из кризиса «АвтоВАЗа» и всего российского автопрома. Вчера вице-премьер Игорь Шувалов, возглавляющий комиссию, приехал на завод, чтобы лично успокоить рабочих и рассказать о том, где можно будет работать в Тольятти.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов за один день побывал на двух автозаводах: ещё с утра он был на КамАЗе в Набережных Челнах и отметил, как успешно подразделения предприятия справляются с кризисом, затем переместился в уже знакомые ему по прошлой поездке месячной давности цеха в Тольятти. КамАЗ вдохновил вице-премьера настолько, что глава предприятия Сергей Когогин тут же был введен в совет директоров «АвтоВАЗа». Он займет место экс-директора тольяттинского автозавода Бориса Алешина. Таким образом, новый директор Игорь Комаров не войдет в состав совета директоров.

Успокоительное от министра

15 тысячам сотрудников предложат перейти в два образованных «АвтоВАЗом» предприятия, стопроцентные «дочки» завода. На одно из них — «Реформингцентр» — будут принимать исключительно пенсионеров и работников предпенсионного возраста. «В частности, они будут разбирать старые производственные площади, чтобы затем на этом месте появились новые производства», — пояснил директор по внешним связям автозавода Игорь Буренков.

Вторая «дочка» — «АвтоВАЗ Перспектива» — станет обучающим центром, здесь смогут пройти переобучение вазовские рабочие, которым далеко до пенсии. После курсов (они могут продлиться от полугода до года) сотрудники смогут устроиться работать в технопарк, на предприятия создаваемой в Тольятти особой экономической зоны или вернуться на завод. Механизм перехода пока не создан, его ещё предстоит разработать.

Будем строить самолеты

Месяц назад говорилось о создании в Тольятти технопарка по производству игрушек. Теперь вице-премьер вернулся с новой идеей — развивать авиастроение. «В Тольятти существуют огромные возможности для развития новых секторов и отраслей, которые раньше здесь не были представлены. Есть возможность использовать квалифицированную рабочую силу, людей, которые были задействованы на „АвтоВАЗе“, для создания новых предприятий, в том числе сопряженных с производством самолетов, с авиастроением», — сказал он.

В ходе поездки первый вице-премьер уже осмотрел перспективные земельные участки, изучил возможности инфраструктуры, в том числе обеспеченность подъездными путями и электроснабжением. Развитие авиастроения в главном автомобильном городе России он назвал «вполне возможным проектом».

Помощи могут не ждать

Если гибель волжского автозавода пытаются замедлить любыми способами, то поставщикам комплектующих для «АвтоВАЗа», а это около тысячи компаний, помогать никто не собирается. В цехах тольяттинского автозавода отливаются многие комплектующие, но детали помельче — ресиверы, кронштейны, датчики скорости, автомобильные часы, шины — закупаются у производителей по всей России. Для многих из этих компаний тольяттинский автогигант был основным поставщиком. Лишившись привычных объемов заказов, они вынуждены были сокращать зарплаты и увольнять сотрудников.

«У нас работали 200 сотрудников, остались 89», — констатирует Александр Малкин, замдиректора компании «Восток-Амфибия» из Чистополя (Татарстан). Продукция — автомобильные часы, датчики скорости, пробки бензобака — на 95% поставляется на «АвтоВАЗ», теперь выпуск сократился вдвое.

«У нас вся надежда, что „Авто-ВАЗ“ вернется к прежним объемам закупок», — признается Малкин.

Цена вопроса

Источник: официальная информация «АвтоВАЗа», данные профсоюза