"Нерпа" обещала быть гордостью Тихоокеанского флота, но вот уже полтора десятка лет служба ее явно не складывается. Этот многоцелевой атомоход стал последним из серии 17 самых малошумных в нашем ВМФ подводных кораблей проекта 971 (шифр "Щука-Б"). Их появление в океане показалось американцам столь угрожающим, что в 1991 году возникшую проблему обсуждал даже Конгресс США.
"Нерпу" заложили в Комсомольске-на-Амуре еще в 1986 году. Потом из-за прекращения финансирования несколько лет не могли решить, что с нею делать - утилизировать или попытаться достроить. Все решили чужие деньги. По данным индийского агентства IANS, в январе 2004 года был подписан договор на достройку и сдачу в аренду в Индию. "Нерпы" и комплекта вооружений для нее на сумму 650 млн. долларов.
В 2009-м "Нерпа" под именем Chacra должна была войти в состав индийских ВМС. И работа на Амурском судостроительном заводе закипела.
"Нерпа" под командованием капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева на прошлой неделе вышла на испытания. Кроме 81 члена экипажа в ее отсеках на борту находились еще 127 рабочих и инженеров, занимавшихся наладкой приборов и механизмов. Большинство разместились в самом просторном отсеке - торпедном. Обычно в нем на стеллажах хранится более 40 ракет и торпед. Однако на недостроенный корабль оружие не грузили, поэтому на освободившиеся места положили матрасы для сдаточной команды. Не предусмотренная инструкциями перенаселенность отсека, судя по всему, и сыграла роковую роль.
Что именно произошло на "Нерпе", в деталях установят следователи. Однако, по мнению опрошенных "Трудом" опытных подводников, скорее всего, ситуация развивалась так. Кто-то неосторожно нажал на тумблер станции лодочного объемно-химического пожаротушения (ЛОХ). Под высоким давлением в отсек хлынул фреон, который способен мгновенно гасить пламя. Но при соприкосновении с горячей поверхностью - даже с включенной лампочкой - он тут же преобразуется в фосген, который относится к боевым отравляющим веществам. Поэтому при включении станции ЛОХ расчету предписывается немедленно включиться в портативные дыхательные устройства (ПДУ), которые в море имеют все подводники.
Однако, как считает инженер-испытатель подводных лодок капитан 1 ранга запаса Михаил Волженский, в аварийном отсеке, вероятно, не оказалось ПДУ для сдаточной команды.
- Десятки абсолютно неподготовленных к пожару людей кинулись к выходу. Представьте картину: со свистом в помещение врывается фреон, беспрерывно звучит ревун, мигает аварийная сигнализация, - говорит Волженский. - Началась паника и давка. Наверняка многих просто затоптали. О том, что подводные лодки опасно напичкивать лишними людьми, на флоте давно известно. Из-за этого не раз и прежде возникали аварийные ситуации. Но без прикомандированных гражданских специалистов на испытаниях не обойтись. Найти золотую середину командирам удается не всегда.
По предварительным данным, от отравления и травм погибли 6 моряков и 14 гражданских лиц. Еще 22 серьезно ранены. Сама "Нерпа" повреждений не получила и хода не потеряла. Тем не менее штабом Тихоокеанского флота к ней на помощь был направлен большой противолодочный корабль "Адмирал Трибуц" под командованием капитана 2 ранга Сергея Собокаря. В сильный шторм, когда высота волн достигала 4 метров, экипаж "Трибуца" сумел снять с подлодки раненых и полным ходом доставить их во Владивосток.
ФОКУС "ТРУДА"
Работники крупнейшего на Дальнем Востоке судостроительного предприятия ОАО "Амурский судостроительный завод", которое предназначено в основном для строительства атомных подводных лодок, имеют сравнительно высокую заработную плату. Так, оклад судосборщика составляет 23 000 - 29 000 рублей. Зарплата инженера-строителя - 11 000 рублей, конструктора - 14 000 рублей, производственного мастера - 20 000 рублей.
Жалованье командира атомной подводной лодки на Дальнем Востоке - 50 000 рублей, матроса-контрактника - 13 000 - 15 000 рублей.
КАК ЛОХ БОРЕТСЯС ОГНЕМ
Система аварийного пожаротушения на атомных подводных лодках, так называемая лодочная объемно-химическая (ЛОХ), предназначена для тушения огня во внутрикорабельных помещениях. Принцип действия заключается в следующем: при возникновении опасности отсеки лодки герметизируются, система подает в очаг возгорания фреон, который вытесняет кислород и быстро гасит пламя. Пуск системы может быть осуществлен дистанционно с центрального пункта управления общекорабельными системами, из главного командного поста или с местного пульта станции, а также вручную непосредственно со станции, размещенной в отсеке. Во избежание отравления члены экипажа должны надеть индивидуальные средства защиты.
САМЫЕ БЕСШУМНЫЕ В МИРЕ
Разработка многоцелевых атомных ракетных подводных крейсеров проекта 971, к которым относится "Нерпа", началась в июле 1976 года в ленинградском конструкторском бюро "Малахит". По сравнению с предыдущими советскими подлодками этого класса шумность новых кораблей удалось снизить в пять раз за счет размещения основного оборудования и механизмов на амортизаторах, а также за счет использования винтов новой конструкции. В результате, по признанию начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурка, американские корабли не в состоянии устойчиво сопровождать эти российские атомоходы на скоростях менее 6-9 узлов. Сам же российский крейсер оснащен не имеющей аналогов в мире высокоэффективной аппаратурой обнаружения подлодок противника по кильватерному следу. Атомоходы проекта 971 вооружены крылатыми ракетами комплекса "Гранат" с дальностью стрельбы до 3000 километров, четырьмя 533-мм и четырьмя 650-мм торпедными аппаратами, способными стрелять подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер".
На основании советско-американских договоренностей 1989 года из состава вооружения атомных подводных ракетных крейсеров этого типа исключены системы, способные нести ядерные боезаряды (ракетоторпеды "Шквал" и "Водопад", а также крылатые ракеты "Гранат"). Но они хранятся неподалеку от мест базирования подлодок в бухте Ягельной (Северный флот) и в Рыбачьем (Тихоокеанский флот) и могут быть возвращены на борт в течение нескольких часов.
ХРОНИКА КАТАСТРОФ НАШИХ АТОМНЫХ ПОДЛОДОК
1. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе затонула АПЛ К-8 проекта 627А. Катастрофе предшествовал пожар. Погибли 52 человека.
2. 18 июня 1984 года в Норвежском море на борту АПЛ К-131 (проект 675), возвращавшейся на базу на Кольском полуострове, возник пожар. Погибли 13 человек.
3. 6 октября 1986 года в Атлантике, в районе Бермудских островов, затонула АПЛ К-219 проекта 667АУ. Причиной послужил взрыв ракеты в одной из шахт. Погибли 4 человека.
4. 7 апреля 1989 года в Норвежском море недалеко от острова Медвежий после пожара затонула АПЛ К-278 "Комсомолец" проекта 685. Погибли 42 человека. Причины пожара установить не удалось.
5. 12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула АПЛ К-141 "Курск" (проект 949А "Антей"). Погибли 118 человек.
6. 30 августа 2003 года в Баренцевом море у острова Кильдин во время буксировки к месту утилизации затонула списанная АПЛ К-159 проекта 627А. Погибли 9 человек.