НЕСЧАСТЛИВАЯ "ЩУКА"

Поздним вечером 8 ноября на российской атомной подводной лодке "Нерпа", проходившей испытания в Японском море, произошла крупная авария. Погибли 20 человек - моряки, рабочие и инженеры сдаточной команды, еще 22 человека с травмами и сильнейшим отравлением госпитализированы во Владивостоке.

"Нерпа" обещала быть гордостью Тихоокеанского флота, но вот уже полтора десятка лет служба ее явно не складывается. Этот многоцелевой атомоход стал последним из серии 17 самых малошумных в нашем ВМФ подводных кораблей проекта 971 (шифр "Щука-Б"). Их появление в океане показалось американцам столь угрожающим, что в 1991 году возникшую проблему обсуждал даже Конгресс США.
"Нерпу" заложили в Комсомольске-на-Амуре еще в 1986 году. Потом из-за прекращения финансирования несколько лет не могли решить, что с нею делать - утилизировать или попытаться достроить. Все решили чужие деньги. По данным индийского агентства IANS, в январе 2004 года был подписан договор на достройку и сдачу в аренду в Индию. "Нерпы" и комплекта вооружений для нее на сумму 650 млн. долларов.
В 2009-м "Нерпа" под именем Chacra должна была войти в состав индийских ВМС. И работа на Амурском судостроительном заводе закипела.
"Нерпа" под командованием капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева на прошлой неделе вышла на испытания. Кроме 81 члена экипажа в ее отсеках на борту находились еще 127 рабочих и инженеров, занимавшихся наладкой приборов и механизмов. Большинство разместились в самом просторном отсеке - торпедном. Обычно в нем на стеллажах хранится более 40 ракет и торпед. Однако на недостроенный корабль оружие не грузили, поэтому на освободившиеся места положили матрасы для сдаточной команды. Не предусмотренная инструкциями перенаселенность отсека, судя по всему, и сыграла роковую роль.
Что именно произошло на "Нерпе", в деталях установят следователи. Однако, по мнению опрошенных "Трудом" опытных подводников, скорее всего, ситуация развивалась так. Кто-то неосторожно нажал на тумблер станции лодочного объемно-химического пожаротушения (ЛОХ). Под высоким давлением в отсек хлынул фреон, который способен мгновенно гасить пламя. Но при соприкосновении с горячей поверхностью - даже с включенной лампочкой - он тут же преобразуется в фосген, который относится к боевым отравляющим веществам. Поэтому при включении станции ЛОХ расчету предписывается немедленно включиться в портативные дыхательные устройства (ПДУ), которые в море имеют все подводники.
Однако, как считает инженер-испытатель подводных лодок капитан 1 ранга запаса Михаил Волженский, в аварийном отсеке, вероятно, не оказалось ПДУ для сдаточной команды.
- Десятки абсолютно неподготовленных к пожару людей кинулись к выходу. Представьте картину: со свистом в помещение врывается фреон, беспрерывно звучит ревун, мигает аварийная сигнализация, - говорит Волженский. - Началась паника и давка. Наверняка многих просто затоптали. О том, что подводные лодки опасно напичкивать лишними людьми, на флоте давно известно. Из-за этого не раз и прежде возникали аварийные ситуации. Но без прикомандированных гражданских специалистов на испытаниях не обойтись. Найти золотую середину командирам удается не всегда.
По предварительным данным, от отравления и травм погибли 6 моряков и 14 гражданских лиц. Еще 22 серьезно ранены. Сама "Нерпа" повреждений не получила и хода не потеряла. Тем не менее штабом Тихоокеанского флота к ней на помощь был направлен большой противолодочный корабль "Адмирал Трибуц" под командованием капитана 2 ранга Сергея Собокаря. В сильный шторм, когда высота волн достигала 4 метров, экипаж "Трибуца" сумел снять с подлодки раненых и полным ходом доставить их во Владивосток.
ФОКУС "ТРУДА"
Работники крупнейшего на Дальнем Востоке судостроительного предприятия ОАО "Амурский судостроительный завод", которое предназначено в основном для строительства атомных подводных лодок, имеют сравнительно высокую заработную плату. Так, оклад судосборщика составляет 23 000 - 29 000 рублей. Зарплата инженера-строителя - 11 000 рублей, конструктора - 14 000 рублей, производственного мастера - 20 000 рублей.
Жалованье командира атомной подводной лодки на Дальнем Востоке - 50 000 рублей, матроса-контрактника - 13 000 - 15 000 рублей.
КАК ЛОХ БОРЕТСЯС ОГНЕМ
Система аварийного пожаротушения на атомных подводных лодках, так называемая лодочная объемно-химическая (ЛОХ), предназначена для тушения огня во внутрикорабельных помещениях. Принцип действия заключается в следующем: при возникновении опасности отсеки лодки герметизируются, система подает в очаг возгорания фреон, который вытесняет кислород и быстро гасит пламя. Пуск системы может быть осуществлен дистанционно с центрального пункта управления общекорабельными системами, из главного командного поста или с местного пульта станции, а также вручную непосредственно со станции, размещенной в отсеке. Во избежание отравления члены экипажа должны надеть индивидуальные средства защиты.
САМЫЕ БЕСШУМНЫЕ В МИРЕ
Разработка многоцелевых атомных ракетных подводных крейсеров проекта 971, к которым относится "Нерпа", началась в июле 1976 года в ленинградском конструкторском бюро "Малахит". По сравнению с предыдущими советскими подлодками этого класса шумность новых кораблей удалось снизить в пять раз за счет размещения основного оборудования и механизмов на амортизаторах, а также за счет использования винтов новой конструкции. В результате, по признанию начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурка, американские корабли не в состоянии устойчиво сопровождать эти российские атомоходы на скоростях менее 6-9 узлов. Сам же российский крейсер оснащен не имеющей аналогов в мире высокоэффективной аппаратурой обнаружения подлодок противника по кильватерному следу. Атомоходы проекта 971 вооружены крылатыми ракетами комплекса "Гранат" с дальностью стрельбы до 3000 километров, четырьмя 533-мм и четырьмя 650-мм торпедными аппаратами, способными стрелять подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер".
На основании советско-американских договоренностей 1989 года из состава вооружения атомных подводных ракетных крейсеров этого типа исключены системы, способные нести ядерные боезаряды (ракетоторпеды "Шквал" и "Водопад", а также крылатые ракеты "Гранат"). Но они хранятся неподалеку от мест базирования подлодок в бухте Ягельной (Северный флот) и в Рыбачьем (Тихоокеанский флот) и могут быть возвращены на борт в течение нескольких часов.
ХРОНИКА КАТАСТРОФ НАШИХ АТОМНЫХ ПОДЛОДОК
1. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе затонула АПЛ К-8 проекта 627А. Катастрофе предшествовал пожар. Погибли 52 человека.
2. 18 июня 1984 года в Норвежском море на борту АПЛ К-131 (проект 675), возвращавшейся на базу на Кольском полуострове, возник пожар. Погибли 13 человек.
3. 6 октября 1986 года в Атлантике, в районе Бермудских островов, затонула АПЛ К-219 проекта 667АУ. Причиной послужил взрыв ракеты в одной из шахт. Погибли 4 человека.
4. 7 апреля 1989 года в Норвежском море недалеко от острова Медвежий после пожара затонула АПЛ К-278 "Комсомолец" проекта 685. Погибли 42 человека. Причины пожара установить не удалось.
5. 12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула АПЛ К-141 "Курск" (проект 949А "Антей"). Погибли 118 человек.
6. 30 августа 2003 года в Баренцевом море у острова Кильдин во время буксировки к месту утилизации затонула списанная АПЛ К-159 проекта 627А. Погибли 9 человек.