ТОЛЬКО НА МОВЕ

"ОУН-УПАдлы убирайтесь - геть!", "Долой буржуйские рыла!" - такими лозунгами в день Октябрьской революции, совпавший с прибытием главы российского МИДа Сергея Лаврова, украинские коммунисты "украсили" центр Киева. Однако московскому гостю не суждено было увидеть, как в районе Европейской площади полицейские дубинками избивали сотню престарелых демонстрантов с красными флагами, пытавшихся прорваться к памятнику Ленину.

Узнав, что министры - Сергей Лавров и Борис Тарасюк - первую неформальную встречу решили провести в популярном в Киеве "Липском ресторане", я спросил украинских журналистов: "А на каком языке они собираются общаться?" Меня заверили: "По-русски, конечно. Не зря Борис Иванович в советские времена много лет проработал в ЦК компартии Украины".
Однако на итоговой пресс-конференции Тарасюк, начав говорить по-украински, через несколько минут спохватился и поинтересовался у гостя, понимает ли тот язык. Сергей Лавров поспешил успокоить Бориса Тарасюка, сказав, что, конечно же, все отлично понимает. По залу раздались смешки. Еще бы, ведь с недавних пор украинские дипломаты обязаны выполнять директиву Бориса Тарасюка, который специальным указом запретил своим подчиненным говорить и на службе, и дома (!) на любых языках, кроме украинского. "Умышленное игнорирование этого положения в повседневной деятельности всех без исключения работников дипкорпуса, - подчеркивается в документе, - будет рассматриваться как их несоответствие занимаемой должности".
В украинском МИДе даже милиция общается на мове. И в этом не было ничего особенного, если бы не повстречавшийся на пути молодой сотрудник министерства, у которого по-русски я спросил, как пройти на шестой этаж. В ответ услышал по-английски: "Тю... I don't understand".
"В отношениях Украины и России сохраняются некоторые проблемы, - считает министр Лавров. - На первом месте проблема русского языка. Мы хотим, чтобы на взаимной основе обеспечивались права украинцев в России и россиян на Украине, чтобы их желание говорить и думать на родном языке было максимально свободным".
Что касается самого визита, то Сергей Лавров остался доволен. В этот раз его не мучили проблемой "жертв голодомора" и требованиями выплатить миллиардную компенсацию. Зато достигнута договоренность о визите президента Путина на Украину еще до конца этого года.