- Это мое признание в любви человеку, который был одним из самых выдающихся поэтов своего поколения и страдал от унижений, выпавших на его долю в советские времена,- сказала корреспонденту "Труда" накануне премьеры Марина Влади. - У меня сложилось такое ощущение, что Высоцкий бился против стены из ваты. Он задыхался и умер в 42 года, оплакиваемый народом, который обожал его потрясающий юмор, полные смысла и подтекста стихи. А сколько Владимир страдал! В СССР его не печатали, не подпускали ни к телевидению, ни к радио. Это отторжение привело к тому, что поэт и актер погрузился в алкогольную пучину. Моя жизнь вместе с Высоцким походила на смесь из восторгов и отчаяния, когда мрак постоянно приходит на смену свету и наоборот. Но я была в те годы двужильной и смогла все вынести...
Можно было бы посчитать действо в "Буф дю Нор" моноспектаклем: ведь Марина Влади в длинном серо-голубом платье и шалью на плечах - единственная актриса на его сцене. Но это не так. Вместе с ней Володя Высоцкий. Его неподражаемый с хрипотцой голос то и дело оглашает стены "Буф дю Нор", театра, где он выступал во время своих приездов в Париж.
Текст Марина читает по-французски, по-русски звучат песни Высоцкого. Она вспоминает их первую встречу в Театре на Таганке. Его судьбоносные слова "Наконец-то я встретил Вас" и исполненную специально для нее ернически шуточную песенку про бал-маскарад в зоосаде. "Я платье, говорит, взяла у Нади. Я буду нынче, как Марина Влади..." То, что начиналось как обычный флирт, переросло в большую любовь, которая определила жизнь Марины на 12 лет, вплоть до смерти Высоцкого в июле 1980 года, и не оставляет ее до сих пор.
В отличие от многих русских эмигрантов первой "послеоктябрьской волны" и их детей, дочь знаменитого исполнителя русских романсов Владимира Полякова Марина Влади ностальгирует не по России царских времен, а по той, которую она узнала за годы жизни с Высоцким.
- То были сумасшедшие годы, когда в Москве бурлила артистическая жизнь, ночные "посиделки на кухнях", мы шутили и веселились как в последний раз, - говорит Марина. - Мой спектакль о тех невероятных событиях.
К России нынешней Марина Влади относится по меньшей мере с некоторой осторожностью, считая, как она поведала на днях на страницах газеты "Фигаро", что "от Запада русские переняли все самое плохое".
После того как отгремели аплодисменты и зал опустел, уже на выходе мне вновь удалось на минутку перехватить актрису, спешащую отпраздновать свой успех с друзьями, среди которых я заметил известного актера и директора театра "Буф дю Нор" Жан-Клода Бриали.
- Марина, примите поздравления. Скажите, как возникла идея спектакля?
- Вам понравилось? Я так переживала. Ведь премьера всегда проходит на нервах... Сделать спектакль о Володе мне подсказали наши друзья, и я загорелась этой идеей. Тем более довелось работать с прекрасными людьми - режиссером-постановщиком Жан-Луи Тардье и художником по свету Жаном Рувейролис.
- В Москву спектакль вести не планируете? Там - ваша публика.
- Пока не планирую...
- Вы теперь редко бываете в России. Не собираетесь в Москву?
- Да я там недавно была. У меня же в России вышли две книги.
- Последний ваш бестселлер - "На пляже, человек в черном", о котором, кстати, летом писал "Труд", в русском переводе когда-нибудь выйдет?
- Об этом пока рано говорить...
- В ней вы писали, что Володя навещает вас в снах. Он по-прежнему вам снится?
- И сейчас это случается все чаще...