А ЕХАЛИ БЫ ВЫ ПОДАЛЬШЕ

То, что с течением времени любой город перестраивается в соответствии с новыми веяниями времени, - естественно. Но как не прислушаться к тревожным голосам, недоумениям тех, кто считает, что в ходе реконструкции коренных москвичей выдавливают из центра, а их место занимают офисы и пришлые богатеи. Особый "московский дух" исчезает...

РЕДКАЯ ПОБЕДА
Ниалу Алексеевну Макерову в кабинетах мэрии теперь знают в лицо. Еще бы, ей удалось добиться почти невозможного - отменить необоснованный снос своего дома, одного из тех, что формируют уникальное выражение лица столицы.
В 1927 году по проекту профессора Иофана на Красносельской улице были построены три корпуса показательного дома для рабочих. Светлые, просторные квартиры, комнаты-фонарики, двор с фонтаном, два плодовых сада - красота, одним словом.
Преподаватель МГУ Макерова поселилась здесь после войны. Добрых полвека она гордилась своим жилищем, знала его историю, рассказывала ее гостям. В 1998 году в доме сделали капитальный ремонт, а потом вдруг в том же году решили пустить его под снос, чтобы на этом месте возвести многоэтажное здание.
Интеллигентная, мягкая Ниала Алексеевна, восстав против агрессивного невежества, проявила чудеса стойкости и напористости. Благодаря ее стараниям дом признали памятником архитектуры. После этого вопрос о сносе отпал, решили обойтись реконструкцией.
Но только ей одной из всех жильцов дома удалось в нем остаться, подписав договор о возвращении в свою квартиру после ремонта. Остальные квартиры распродаются по ценам от 150 тысяч долларов (за "двушку").
Заместитель начальника управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы в Центральном округе Елена Рылатко с утверждением, что вскоре в центре города не останется коренных москвичей, не согласна:
- В этом году мы переселяем из пятиэтажек и аварийных домов более трех тысяч семей. И 60 процентов из них останутся на территории Центрального округа. Остальные уедут в другие округа, но при этом получат квартиры большие по площади, отвечающие всем санитарным требованиям. Мы расселим 500 коммуналок. Из комнат люди переедут в отдельные квартиры. Они должны быть довольны...
Но довольны не все.
В июне этого года было принято постановление столичного правительства "Об обеспечении права жителей Москвы на сохранение места проживания при переселении". Однако - с оговоркой, что это положение не касается аварийных домов. Не от того ли их сразу стало больше?
До суда дошла, например, ситуация с расселением в доме N7/21, строение 1-А по Нижнему Кисельному переулку. Жильцы уверены: их дом вполне надежен, а аварийным его признали лишь для того, чтобы расселить.
ПУТЬ В ПРОМЗОНУ
Если раньше у соседей Юрия Сухарева и Леонида Берковича были разные поводы для разговоров, то теперь, как правило, тема одна и очень болезненная - предстоящее переселение.
- Обмен получается совсем не равноценный, - говорит Сухарев. - Здесь место хорошее, намоленное: с одной стороны церковь, с другой - колокольня. Центр города, рядом метро "Кузнецкий мост". Взамен нам предлагают промзону возле завода "Серп и молот" - в конце улицы Международной с видом на Курский вокзал. Да мне в промзоне хоть двести квадратных метров давайте - я туда не поеду. В качестве альтернативы предлагают Южное Бутово или Люблино. Мы с женой работаем в районе ВВЦ. Просили дать нам квартиру если не в Центральном округе, то хотя бы в Северо-Восточном, чтобы не добираться на работу буквально через весь город. Ответ один - нет.
Свои претензии у Леонида Берковича. Трехкомнатную квартиру в сто квадратных метров они занимают с сестрой и племянником. Им сначала предложили переехать в двухкомнатную(!) квартиру в другом округе, а после естественного отказа нашли новый вариант: Леониду - "однушку" в Царицыно, а его сестре с племянником - двухкомнатную в Южном Бутово.
- Мы не хотим выселяться, - говорит Леонид. - Нам достаточно ста квадратных метров. Пусть возвращают нас в родной дом после его реконструкции. Но когда я заикнулся об этом, мне сказали, что после реконструкции здесь квартир меньше пятисот квадратных метров и не будет...
- Чиновникам выгодно, что на жильцов аварийных домов не распространяется право остаться в своем округе, - говорят жильцы. - Если раньше было сложно добиться, чтобы какой-нибудь дом признали аварийным, то теперь все наоборот. Коммерция...
НУЖНА ЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ?
Год назад инвестиционно-строительная компания "Стройтехмонтаж-9" выиграла конкурс на инвестирование реконструкции дома в Нижнем Кисельном переулке. Людей, проживающих в нем, ни до, ни после в известность не ставили. Просто в мае нынешнего года для них повесили объявление с приглашением приходить в департамент по поводу переселения.
Жильцы дома, с которыми мне довелось поговорить, уверены, что здание было признано аварийным безо всяких на то оснований. Как рассказывает старшая по подъезду Антонина Половинкина, никакой экспертизы этого дома не проводилось.
- Дом сухой, - говорит она,- стены хорошие, полы замечательные. Дом был построен в 1929 году - на совесть. Кроме фасада в обновлении ничего не нуждается. Просто кто-то захотел приспособить наш дом под элитное жилье, - делает вывод моя собеседница. - На собрании Елена Рылатко заявила, что решение принято, в декабре, мол, приедем и вас выселим. Мы что - изгои или пьяницы, дебоширы, чтобы с нами так говорить?
Как рассказала Антонина Половинкина, 12 октября жильцы подали иск в Тверской суд с требованием отменить решение о признании дома аварийным. А в Мосгорпрокуратуре с августа лежит заявление жильцов с просьбой проверить, насколько законно все, что происходит с их домом и вокруг него.