От образовательных реформ обычно больше всего достается младшим школьникам. То вдруг всех
От образовательных реформ обычно больше всего достается младшим школьникам. То вдруг всех ребятишек без разбора гонят в первый класс с 6 лет, то 4-летнее начальное образование урезается до 3-летнего. В результате малыши буквально сгибаются под учебными перегрузками, а медики фиксируют у них сколиозы, близорукость, нарушения нервной системы. Проходит время, и те же чиновники от образования, ничуть не стесняясь, признают собственные бывшие решения вредными. Начальная школа вновь становится 4-летней, а в законе об образовании появляется запись, что в первый класс принимаются дети в зависимости от их физического и интеллектуального развития от шести с половиной до восьми лет. И вот, похоже, грядет новая реформа. Руководитель Департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина выступил с предложением создать на базе школ или детских садов так называемые нулевые классы, которые помогут ребятам адаптироваться к предстоящим учебным нагрузкам. Кстати, подобные подготовительные курсы уже несколько лет практикуются в московских школах. Мера эта оправданна: как известно, около 45 процентов детей в первом классе с большим трудом усваивают обязательную программу. Помимо этого, глава департамента высказал достаточно революционную идею о 5-летней начальной школе.
Связана ли она лишь с заботой о гармоничном развитии младших школьников или же с новым витком интереса среди чиновников к идее 12-летней школы, некогда отвергнутой депутатами Госдумы, - покажет время. Министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал рассмотреть оба предложения.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Сергей КОМКОВ, доктор педагогических наук, президент Всероссийского фонда образования:
- Идея ввести нулевые классы укладывается в концепцию непрерывного образования, высказанную еще в 80-е годы. По сути, безразлично, где готовить ребенка к начальной школе: в детсаду или в нулевом классе. Но это - в теории. На практике я сторонник того, чтобы дети как можно дольше находились в дошкольных учреждениях. В школе совершенно другой - более жесткий режим дня, хуже санитарные условия, ребенок быстро устает. Необходимо только обеспечить дошкольные учреждения кадрами и оборудованием. В идеале, на мой взгляд, зачислять детей в школу нужно по европейской модели. Там не принято идти в школу в определенном возрасте - скажем, в 7 лет. Можно раньше, можно позже. Все зависит от того, готов ли к такому шагу сам ребенок. Определяет это психолог, он же консультирует родителей: какой образовательный уровень лучше подойдет будущему школяру. Но у нас совершенно другая система образования и со школьной учебой лучше не спешить. Врачи считают, что шестилетний ребенок намного хуже переносит школьный режим, чем семилетний. Это может самым негативным образом сказаться на детях, которые в массе своей и так не могут похвастаться здоровьем...
Записал Андрей ПОЛУНИН.