Будем реалистами: сегодня, к сожалению, показатели развития информационно-телекоммуникационного комплекса у нас в России намного ниже западноевропейского уровня. Но при этом все специалисты в области телекоммуникаций отмечают: наш промышленный потенциал, наши наработки в области высоких технологий вполне могут дать нам возможность сделать рывок в этой области. Без этого нам не решить и общеэкономических проблем.
Для того, чтобы продвинуться в этом направлении, была разработана федеральная целевая программа "Электронная Россия", которая рассчитана на период до 2010 года. Недавно "Электронная Россия" в виде ряда подпрограмм и конкретных проектов была представлена на крупнейшей международной выставке "Инфоком-2001". По сути, тем самым был дан старт этой федеральной программе. Она одобрена правительством РФ и вот-вот будет утверждена. В чем ее основная суть, действительно ли благодаря ей новые технологии придут в каждый дом - на эти и другие вопросы отвечает заместитель руководителя департамента Минсвязи РФ Иван КУРНОСОВ.
- В программе поставлен ряд конкретных целей, выполнение которых и должно существенным образом изменить ситуацию в сфере информационных технологий в нашей стране. Здесь и компьютеризация, в том числе образовательной сферы, и форсированное развитие Интернета, обеспечение его доступности, и работа в области программного обеспечения, развитие различных дистанционных телематических систем - образования через Интернет, телемедицины, электронной торговли.
- Как должна измениться страна благодаря реализации программы? Каковы ее конечные цели?
- Успех "Электронной России" будет означать, что изменяется вся наша повседневная жизнь. Судите сами: к концу 2005 года объем информационных услуг и использования передового программного обеспечения увеличится в два-три раза. К 2010 году количество персональных компьютеров, используемых в деловой сфере, вырастет в шесть раз, а у нас с вами, то есть у населения, компьютеров будет больше в четыре раза. Наша экономика будет ориентирована на хай-тек-технологии, на их производство и их потребление. Это означает, что качество товаров, их разнообразие, соответствие самым высоким мировым стандартам станет повсеместным явлением.
- Хотелось бы представить себе изменения, которые произойдут в жизни среднестатистического россиянина, скажем, через семь-восемь лет...
- Знаете, сегодня появилось такое понятие, как цифровой разрыв, то есть разрыв в уровне оснащенности IT-технологиями или доступа к информационным сетям, которые очень важно иметь. Возьмем человека, живущего не в 2007-2008 годах, а сегодня. По мировым меркам, если сейчас он не имеет компьютера, Интернета, мобильного телефона, не говоря уже об обычном телефоне, то теряет конкурентоспособность, не сможет активно работать на рынке в высоковостребованных областях. Вот этот цифровой разрыв, который мы испытываем на себе, - одна из ключевых проблем, на решение которой в том числе направлена программа. Мы хотим, чтобы через несколько лет число граждан, которые имеют все эти возможности, возросло многократно. Среднестатистический россиянин должен их иметь.
В программе, кстати, предполагается подключение к ведущим сетевым, в том числе и информационным, ресурсам прежде всего бюджетных организаций, испытывающих сегодня наибольшие, наверное, сложности: больниц, школ, вузов и так далее. На это уже выделяются государственные средства. Программа предполагает, что к 2005 году все высшие учебные заведения будут иметь доступ к Интернету. Что касается средних образовательных учебных заведений, то предположительно их оснастят к 2010 году.
Так что если брать, к примеру, "среднестатистического" студента или школьника, то через несколько лет они все получат доступ в Интернет, а значит, смогут обладать всей необходимой информацией, повысить качество собственного образования, может быть, изменить свой досуг, интересы и так далее. Ведь доказано, что человек, владеющий компьютером, настроен значительно более творчески. Это уже другой человек, "лучший", что ли!
- Насколько увеличится аудитория пользователей Интернета у нас благодаря реализации программы?
- Сегодня российская аудитория состоит из двух частей: активные пользователи - их около трех миллионов, и те, кто работает периодически в кафе, у друзей и так далее. Таких насчитывается 10 миллионов. К 2010 году мы ожидаем, что число постоянных пользователей будет около 26 миллионов. Тех, кто имеет временный доступ, - еще столько же. В результате мы прогнозируем общую аудиторию более чем в 40 миллионов.
- Новые технологии - это и телемедицина, и дистанционное образование... Как идет внедрение этих услуг, получат ли они массовое признание?
- Недавно я был на организованной Минсвязи выставке-форуме "Инфоком-2001", где было представлено много подобных технических "диковинок", становящихся все более доступными. Вот, например, - медицинская интернет-конференция, которую организовала Нижегородэлектро-связь. Как это происходит? Включается видеосвязь - и местные медики, у которых задача - поставить диагноз или обсудить ход лечения, - консультируются с зарубежными коллегами. Таким образом можно транслировать даже на другой конец земного шара проходящие операции. Врачи из дальних регионов, из сельских больниц могут консультироваться с ведущими специалистами из Москвы и Петербурга. Это уже реальная услуга, которая есть, и она получает все большее распространение. Что касается дистанционного образования - это возможность заочного обучения, опять же через Интернет. Даже экзамены сдаются виртуально. Только за дипломом придется приехать. Таких вузов, которые дают образование посредством Интернета, в нашей стране уже около 30, и с каждым годом их будет все больше.
- Речь идет только о городах или же передовые технологии придут и на село?
- Конечно, и в сельские регионы, в том числе и самые отдаленные. Безусловно, отдаленные сельские местности тяжелее оснащать. Сегодня связь покрывает в целом всю территорию России, правда, в отдаленных районах она дорогая. Но через спутник можно выйти на связь, подключиться к Интернету, получить практически все возможные информационные услуги из абсолютно любой точки. Пока что это дорогие технологии, они не используются широко. И наша задача - развивать инфокоммуникации в отдаленных районах, находить такие технические решения, чтобы они стали доступны по цене и качеству.