БОЛЬШОЙ СКАЧОК В ВТО

В традициях Поднебесной этому "большому скачку" в категорию стран с рыночной экономикой предшествовал "великий поход" - переговоры о вступлении КНР в ВТО продолжались практически непрерывно 15 лет. О китайском опыте подготовки к членству в ВТО корреспонденту "Труда" рассказывает ведущий эксперт действующего при Госсовете (правительстве) КНР Центра по изучению проблем развития, генеральный секретарь Китайской ассоциации международной торговли профессор Цинь Сюаньжэнь.

- За истекшие полтора десятилетия в Китае проделана огромная подготовительная работа к вступлению в ВТО. В том, что членство в этой организации будет означать подлинную интеграцию КНР в мировую экономику и выход рыночных реформ на качественно более высокий уровень, сомнений ни у специалистов, ни у властей не было в принципе. Но было ясно и другое: необходимо заблаговременно просчитать все последствия вступления в ВТО для экономики страны, для социальной сферы и для всего общества, провести в связи с этим большую подготовительную работу, а в переговорном процессе - добиться оптимальных условий вступления в ВТО с учетом реалий КНР как страны с переходной экономикой.
Последнее обстоятельство и объясняет тот факт, что переговоры с другими участниками ВТО (а сегодня их насчитывается более 140) шли долго и трудно. Развитые индустриальные страны требовали от Китая вступать в ВТО в ранге среднеразвитой экономики, но мы не соглашались и настаивали на том, что пока еще являемся развивающейся страной. А по цифрам битва шла буквально за каждую позицию и по каждой отрасли - от размера импортных пошлин на ввоз того или иного вида промышленной или сельскохозяйственной продукции до продолжительности переходного периода для снятия ограничений на деятельность в Китае иностранных банков и страховых компаний. К примеру, с одной только Японией пришлось согласовать по отдельности более 4 тысяч пунктов, в том числе 167 - в течение последних трех лет. В конечном счете Китаю удалось настоять на том, что окончательно все до единого экономические и торговые нормативы будут приведены в соответствие с требованиями ВТО к 2005 году, то есть по окончании переходного периода.
И все же, на мой взгляд, самым большим препятствием на пути Китая в ВТО было инерционное мышление огромной армии госчиновников, привыкших к укоренившейся модели хозяйствования. В одном лишь аграрном секторе Китая насчитывается более 30 млн. административных работников, многие из которых, боюсь, пока еще не в полной мере готовы к работе в новых условиях. А ведь членство в ВТО означает соблюдение общих для всех правил, универсальных стандартов производства и сбыта продукции - не так, как это повелось в отдельно взятом районе КНР, а так, как принято в мире. Увы, далеко не все чиновники прониклись основополагающими принципами рыночной экономики - правовая основа, доверие, конкуренция.
Между тем со вступлением в ВТО меняются функции правительства, теперь будут взаимодействовать напрямую фирмы с фирмами - производители и продавцы. Власти же будут заняты сбором информации, консультированием, распространением данных, регулированием рекламы и т.п. Фирмам самим придется завоевывать доверие зарубежных клиентов, так как в будущем поддержки со стороны государства - по крайней мере в ее нынешнем виде - не будет. Конечно, проблем с "перевоспитанием" чиновников в духе требований ВТО хватает, и в Китае последовательно ведется работа в этом направлении.
Отдельно стоит сказать и о том, что в Китае отдают себе полный отчет в далеко неоднозначных последствиях вступления в ВТО для социальной сферы. Огромный по емкости рынок страны откроется для иностранной продукции и услуг в такой же степени, как и зарубежные рынки - для китайских товаров. Все ли отечественные производители смогут выдержать напор конкуренции? Отнюдь. К примеру, ожидается высвобождение рабочих мест в таких отраслях, как сельское хозяйство, автомобилестроение, электротехническая промышленность, банковское и страховое дело. В этой связи властями разработаны и уже начали осуществляться целевые программы профессионально-технической переподготовки и трудоустройства высвобождающейся рабочей силы. Предусмотрен также комплекс мероприятий по повышению квалификации, уровня оплаты труда и социального обеспечения управленцев, инженеров и рабочих, иначе потом будет трудно остановить утечку кадров за рубеж. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы членство в ВТО привело к негативным переменам в сфере труда, занятости и социального обеспечения.
В завершение беседы профессор Цинь поделился своим мнением о возможных последствиях вступления КНР в ВТО для российско-китайских торгово-экономических связей.
- Такое воздействие, несомненно, будет. Думаю, возникнут определенные проблемы в неудобной и запутанной сфере взаимных расчетов. Согласно требованиям ВТО, все оплаты должны производиться только через банки, а эффективное двустороннее сотрудничество в этой области еще только предстоит наладить. Можно ожидать упразднения чартерных рейсов как не отвечающим стандартам ВТО, качество товаров будет определяться строго в соответствии с универсальными международными нормативами.
Впрочем, Россия тоже собирается вступить в ВТО в ближайшее время. От этого, убежден, выиграет и она сама, и весь мир. У вас много неоценимых преимуществ - квалифицированные кадры, великолепная наука и передовые технологии. По опыту Китая видно, что этому вступлению в ВТО должна предшествовать большая подготовительная работа по разным направлениям. Важно, в каком качестве Россия будет вступать в ВТО - пожалуй, ей лучше подходит статус "страны с переходной экономикой".
Что же касается будущего торгово-экономических связей между нашими странами, то здесь, в Китае, в ходу такая расхожая фраза: "Перспективы - светлые, да путь извилистый". Убежден, что со вступлением обеих наших стран в ВТО мы дружными усилиями сумеем выпрямить эту дорогу.