- Евгений Эдуардович, как оцениваете нынешнюю предвыборную ситуацию? Что думаете о "запрещенных" приемах, ведь больше всего от соперников достается вам?
- Я ожидал, что после первого срока на посту губернатора мне предстоит довольно сложная борьба. На "запрещенных приемах" предпочитаю не зацикливаться. Понимаю, что избирателям важно другое: какую политику будет проводить новый губернатор, изменится ли качество жизни, улучшится ли благосостояние людей.
- У вас есть программа работы?
- Да, конечно. Причем более оптимистичная, чем та, которая была в начале моего губернаторского срока. Связано это с тем, что заметно изменилась ситуация не только в России, но и на Псковщине. В 1996 году, когда я только возглавил область, здесь было тяжелейшее социально-экономическое положение. За годы реформ производство упало в четыре раза - такого не было нигде в России.
- С чем это связано?
- Прежде всего с тем, что на территории области никогда не было экспортных производств. Мы работали на внутренний рынок, а он обвалился. В тех регионах страны, где сохранилась возможность получать валютную выручку, положение оказалось хоть и тяжелым, но не безнадежным. Мы же остались практически без средств к существованию. Предстояло чуть ли не с нуля налаживать экономику, поднимать социальную сферу. В 1997 году впервые наметился некоторый рост промышленного производства. В 1998 году он уже составил 20 процентов. Правда, тут нас, как и всех, подкосил августовский финансовый кризис, но позитивные тенденции все-таки сохранились.
- А сейчас как обстоят дела?
- Разрушение региональной экономики мы остановили, в последние три года наблюдается промышленный рост. Кардинально изменилась ситуация в социальной сфере: стали вовремя платить пенсии, зарплаты, социальные пособия и даже постепенно погашаем старые долги. Народ зажил спокойнее, хотя... Я часто выезжаю в районы, поэтому вижу и знаю, насколько тяжело живут люди. Жизненный уровень у нас, наверное, один из самых низких в России. Так сложилось не сегодня. Еще в бытность СССР Псковщине отводилась второстепенная роль. Рядом процветали пограничные Прибалтийские республики, до нас же "не доходили руки". Во время своего недавнего визита к нам это признал и президент Владимир Путин.
Уверен, теперь ситуация изменится. В проекте федерального бюджета на 2001 год дотации региону будут увеличены почти на 30 процентов и составят 112 миллионов рублей. Начали расти и собственные доходы в бюджет. Еще одним серьезным резервом считаю развитие партнерских отношений с крупнейшими энергетическими компаниями, в первую очередь с Газпромом. Потому что и экономическая, и социальная сфера любого региона во многом зависят от взаимоотношений с предприятиями топливно-энергетического комплекса.
- Например?
- Одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня является газификация населенных пунктов. С 1973 года по восточной части псковской земли проходит газовая магистраль "Западная Сибирь - Европа". Но до последнего времени в самой области газифицированными оставались только два самых крупных города - Псков и Великие Луки (и то лишь наполовину), да еще частично "выпало счастье" шести районам из 24. Заняв пост губернатора, я постарался наладить взаимовыгодные отношения с газовой компанией. Несмотря на большие сложности, это удалось. Были подписаны соответствующие соглашения о сотрудничестве, где, в частности, предусматривалось участие Газпрома в программе газификации области. Одновременно следовало разобраться с проблемой долгов региона перед Газпромом за потребленное топливо. Это было непросто, так как полностью отсутствовала нормальная система расчетов. И тогда мы создали свое "ноу-хау": первыми в России в расчетах за тепловую энергию стали "расщеплять" плату за тепло до первичного энергоносителя. То есть газовики получали свою долю, теплопроизводители - свою, и так далее. Это позволило исключить "увод средств" промежуточными организациями и наладить хорошие отношения с Газпромом.
Теперь мы совместно занимаемся вопросами газификации региона. В 1998 году газ пришел в седьмой по счету, Новосокольнический район (этот газопровод строили на свои средства). В конце текущего года голубой факел зажжется в Бежаницком районе, в начале будущего - в Локнянском. Дойдет очередь и до других городов и весей. Ведь газ - не просто относительно дешевое и экологически чистое топливо, это новый уровень жизни, особенно в сельской местности, где у нас проживает 35 процентов населения.
- Не везде выгодно строить газовые сети. Что будет в отдаленных малонаселенных пунктах?
- У нас есть совместная программа с "Лентрансгазом". Суть ее состоит в том, чтобы на территории Псковской области построить заводы по сжижению природного газа. Отсюда он будет доставляться потребителям. Мы посчитали, что после реализации этого проекта стоимость тепловой энергии, вырабатываемой на сжиженном метане, обойдется населению в 2,5 раза дешевле, чем на мазуте, на 70 процентов дешевле, чем на угле, и в 1,5 раза дешевле, чем на пропан-бутане. Хочу добавить, что сжиженный природный газ будет предназначаться только для населения и муниципальных котельных. Промышленные предприятия в эту категорию потребителей не входят.
- В отличие от многих других регионов Псковщину миновали энергетические потрясения. Как это удалось?
- Мы много занимаемся вопросами энергетики. Одно время реальная угроза кризиса нависала и над нами - во время конфликта между газовиками и энергетиками на Псковской ГРЭС. Из-за долгов РАО "ЕЭС" газовики стали отказываться подавать топливо на станцию. Надо было срочно что-то делать. РАО приняло решение о передаче части федеральной станции Газпрому в счет долга. Псковская областная администрация выступила в этой сделке гарантом. Теперь ГРЭС работает стабильно. Созданы новые рабочие места. Построен второй энергоблок. Думаем и о строительстве третьего.
В сфере электроэнергетики продолжается реорганизация, в результате которой "Псковоблэнерго" исключается из цепочки энергоснабжения. Это удешевляет стоимость электроэнергии и повышает надежность энергоснабжения.
Кроме того, для удешевления стоимости энергоносителей мы стараемся больше использовать местные виды топлива - торф, отходы лесопроизводства. С этой целью создано государственное унитарное предприятие "Псковторф", строится Ершовский торфобрикетный завод, восстанавливаются торфоразработки. А в Струго-Красненском районе есть котельные, которые работают на щепе и опилках.
Большое внимание уделяем и внедрению энергосберегающих технологий.
- Евгений Эдуардович, топливно-энергетический комплекс - важнейшая отрасль в экономике каждого региона, но не единственная. Насколько мне известно, Псковская область не обладает ни богатой минерально-сырьевой базой, ни мощным индустриально-промышленным потенциалом. Что же ей, на роду написано быть бедной, безнадежно дотационной?
- Не думаю. У нас есть свои резервы. Скажу лишь о некоторых из них. Всем известно, что по Псковской области проходит государственная граница. Это важный фактор в социально-экономическом развитии региона. Перед нами стоит задача - начать процесс возвращения Пскову статуса центра транзитной торговли. Что это даст? Изменится уровень доходов в бюджет, значительно повысится благосостояние населения. В свое время Псков, возникший на перекрестке великих дорог, был построен за счет средств, полученных от транзитной торговли. Многовековой богатый опыт необходимо эффективно использовать сегодня.
Еще один наш резерв - развитие туристского бизнеса. На псковской земле сосредоточены уникальные памятники истории и культуры, что всегда привлекало многочисленных туристов. Однако туризм не приносил ощутимых доходов в областную казну, потому что не была развита соответствующая инфраструктура. Теперь мы серьезно работаем в этом направлении. Уверен - бедность мы преодолеем.
- Планы большие. А каких ошибок постараетесь избежать, если вас изберут губернатором на второй срок?
- Понимаю, что не застрахован от ошибок. Но главных из них постараюсь не допустить. Я имею в виду кадровую политику. В свое время у меня здесь были перекосы, которые не прошли даром.
Теперь, когда я полностью владею ситуацией в регионе, когда накоплен немалый опыт губернаторской работы и есть понимание того, что и как надо делать, чтобы область могла стабильно развиваться, - просчетов, наверное, будет меньше.